В четверг, 8 декабря, туроператор «Аврора Интур», работавший с 1996 года, объявил о приостановлении своей деятельности в связи с невозможностью исполнения обязательств по договорам. При этом, как сказано в официальном сообщении компании, юридическое лицо ООО «РТК Аврора Интур», которое реализует туры по России, продолжает свою работу. За выплатой страхового возмещения туроператор предлагает обращаться в страховую компанию «РОСНО». Согласно договору страхования ответственности туроператора, неисполнение туроператором обязательств по договорам является страховым случаем. В «РОСНО» RATA-news сообщили, что пока заявлений от пострадавших не поступало. «Однако, по предварительным расчетам, суммы фингарантии в 60 млн. рублей должно хватить на возмещение всем пострадавшим», – заметила руководитель отдела по связям с общественностью страховщика Ирина Иванова.
Директор Департамента зарубежного туризма компании «Аврора Интур» Юлия Кудряшова также подтвердила, что суммы финансовых гарантий будет достаточно. «По нашим данным, общее число пострадавших не превысит 600 человек, общая стоимость – не более 40 млн. рублей, так как туры приобретались, хоть и на новогодние даты, но не в самые дорогие страны – Чехию, Словакию, Болгарию, Словению, Венгрию, Прибалтику. Собеседница также заметила, что часть новогодних туров, например, в Австрию и Словакию, оплачена.
По словам г-жи Кудряшовой, часть сотрудников «Авроры Интур» переходит в компанию «Русский Экспресс»: «Насколько я знаю, полностью переходит российский департамент, многие менеджеры уже прошли собеседование».
Как рассказал RATA-news директор по маркетингу «Авроры Интур» Николай Нестеров, работа в компании не остановлена и даже продолжается в усиленном режиме. «Мы чувствуем свою ответственность перед агентствами и стараемся сделать все, чтобы туристы не пострадали. Многие агентства готовы повторно оплатить своим туристам отдых, рассчитывая, что потом с помощью клиентов смогут вернуть деньги из суммы нашей фингарантии», – сказал он.
Комментируя новость, генеральный директор «Русского экспресса» Тарас Кобищанов сообщил RATA-news, что в его компании уже начали работу менеджеры как российского, так и зарубежного департаментов «Авроры Интур». «Речь идет об интеграции, а не о покупке туроператора. Мы стараемся помочь партнерам в этой непростой ситуации. Помимо сотрудников двух названных департаментов, к нам перешло сочинское подразделение «Авроры Интур», отделы авиа- и железнодорожной перевозки, а также ряд других сотрудников. Переводим на себя квоты в отелях, чтобы туристы все-таки смогли отправиться на отдых и ущерб от ухода компании с рынка был минимальным. Также мы разработали программу поддержки для пострадавших турагентств», – пояснил г-н Кобищанов.
Он полагает, что критическая ситуация в «Авроре Интур», скорее всего, объясняется общим экономическим спадом в стране, на который наложился внутриотраслевой кризис. «Туроператорам-нишевикам сейчас очень сложно работать. Они более уязвимы с точки зрения кризисных ситуаций, так как у них меньше направлений, соответственно, меньше возможностей для «взаимовыручки». Таким компаниям тяжелее договариваться с авиаперевозчиками, банками, зарубежными партнерами. В итоге на крах одного туроператора уровня «Капитал Тур» мы имеем не менее двух десятков уходов с рынка нишевых компаний. К сожалению, и случай с «Авророй Интур» – не последний», – заметил Тарас Кобищанов.
Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин также считает основной причиной коллапса «Авроры Интур» экономический фактор. «Событие вполне ожидаемое. Мы не знаем, кто конкретно, но понимаем, что подобное может произойти в любой момент с любой компанией. Все дело в растущей убыточности бизнеса многих, если не всех туроператоров. Когда компания входит в крупную структуру или в международный холдинг вроде TUI или Kuoni, она может рассчитывать на помощь «старшего брата», а если работает самостоятельно, как «Аврора», поддержки ждать неоткуда, – пояснил г-н Ромашкин. – Конечно, жаль, когда уходят такие заслуженные компании. Но тут ничего не поделаешь – бизнес. Причем, туризм еще прилично держится, а посмотрите на недвижимость – за последние два года разорилось не менее 20-25% фирм. А в США, по статистике, за 10 лет с рынка уходит до 90% его первоначальных участников. У нас это тоже наверняка не последнее банкротство», – добавил он.
Конкретной причиной краха туроператора-ветерана могли стать ошибки в управлении. «Для всего турбизнеса 2009 год стал переломным – компании поняли, что пришло время не развития, а скрупулезной бухгалтерии, минимизации издержек. Те, кто продолжал заниматься экспансией, а не этими скучными подсчетами, просто не выжили», – заметил Сергей Ромашкин.
Возможно, причиной банкротства «Авроры Интур» действительно стала нелюбовь учредителей к точным расчетам. Но есть и другие версии. По словам генерального директора «Авроры Интур» Петра Тосунидиса, поводов для закрытия компании не было. «С середины 2010 года в фирму пришла новая команда, по «Мастер-туру» можно увидеть, что был рост продаж, в том числе, по европейским направлениям. Например, в Чехию в 2010 мы отправили более 3,7 тыс. туристов, а за 11 месяцев 2011-го – около 4,9 тыс. Прибыль на конец ноября 2011 года была на 30% ниже очень удачного 2008-го, но все же на 8% больше, чем за весь 2010 год», – г-н Петр Тосунидис.
Правда, по его словам, продажи на традиционно сильном в «Авроре» российском направлении слегка пошатнулись, роста не было, удалось лишь остаться на уровне прошлого года. В числе причин – события в Приэльбрусье. В любом случае, как сказал Петр Тосунидис, для большинства сотрудников компании объявление о банкротстве стало шоком, колоссальным ударом. «Банкротство в пик продаж – такого никто не мог предположить», – сказал он RATA-news.
Как рассказал г-н Тосунидис, в конце ноября он узнал, причем случайно, что учредители хотят продать компанию. «Это было неожиданно, поскольку нам, руководителям, наоборот, говорили об огромных планах по развитию фирмы. Узнав о планируемой продаже, я решил уволиться, меня не отпустили, и тогда 28 ноября я отправил по почте заявление об уходе с уведомлением. Со 2 декабря я официально на больничном, резко подскочило давление, а о произошедшем в компании узнал от сотрудников», – добавил Петр Тосунидис.
Так что, по его словам, в нынешней ситуации больше вопросов, чем ответов. С этим трудно не согласиться. У нас тоже есть вопрос к учредителям - Юрию Полякову и Александру Суровскому. Почему, наверняка уже зная, что придется объявлять о финансовой несостоятельности компании, ее владельцы закрывали глаза, а может быть даже поощряли то, что до вчерашнего дня в «Авроре Интур» от агентств принимали деньги за проданные туры?