До возвращения крейсера «Аврора» на привычное место у Петроградской набережной остаются считанные месяцы.
Между тем, как признался начальник управления культуры Министерства обороны Антон Губанков, на обновление корабля пока затрачено лишь 400 миллионов рублей – половина от того, что должно быть выделено по контракту. Тем не менее он надеется, что все будет сделано в срок.
В июле крейсер должен вернуться на свое привычное место «вечной стоянки». Две-три недели уйдет на монтаж экспозиции, и к Дню военно-морского флота музей на корабле откроется для публики.
Среди первых посетителей окажутся и лауреаты конкурса на лучшее стихотворение и песню об «Авроре», который вот-вот обещает объявить Центральный военно-морской музей (ЦВММ). Кстати, проводится и еще один открытый конкурс – на должность заведующего музеем на крейсере.
– Ремонт «Авроры» идет «в русле» обновления всего музейного хозяйства Министерства обороны, – рассказал Антон Губанков на брифинге в ЦВММ. – В июне в Москве откроется музей Российского военно-исторического общества. В следующем году начнется создание самого крупного в мире военно-технического музея в парке «Патриот» в Кубинке...
Обновление «Авроры» – публичный проект. По словам директора ЦВММ Руслана Нехая, было получено немало толковых и дельных предложений от организаций и частных лиц, и некоторые будут осуществлены. В частности, на историческом крейсере воссозданы операционная и уголок священника. Кроме того, в новой экспозиции появятся каюта флагмана и кабинет офицера – точь-в-точь, как они выглядели век назад.
В ЦВММ заверяют, что экспозиция на «Авроре» будет соответствовать музейным технологиям XXI века: тут и голография, и светошумовые эффекты. Здесь будет почти в два раза больше артефактов – 538 против прежних 297. Практически все реликвии, когда-либо имевшие отношение к легендарному кораблю, найдут свое место в обновленной экспозиции.
– Мы не забываем о событиях 1917 года, особенно в преддверии их столетия, но оцениваем их более объективно, чем прежде, без идеологических стереотипов и мифов. Хотя понимаем, что «Аврора» уже сама по себе – часть большого захватывающего мифа, – заметил Губанков. – Кстати, советская символика останется на кормовой части. Внешний облик корабля будет таким же, как и до ухода на ремонт.
Среди нововведений, которые появятся после ремонта, и абсолютно новая система пожаротушения. Кроме того, будет обеспечен видеомониторинг всего корабля, а также акватории Невы, прилегающей к крейсеру, для обеспечения его безопасности.
Перед возвращением «Авроры» на месте ее стоянки потребуется углубить дно: глубина здесь должна быть не меньше восьми метров. А за тридцать лет оно покрылось илом. Однако начать дноуглубительные работы, которые продлятся полтора месяца, можно будет только в апреле, с открытием навигации. Росрыболовство беспокоится: подобные работы угрожают сохранности водных биоресурсов, в том числе и столь любимой горожанами корюшки. Ведь вместе с навигацией в Неве начинается и нерест, который длится до середины июня.
Согласно утвержденной модели использования «Авроры», на ней будут 10 штатных музейных сотрудников. Плюс 27 членов экипажа, из них 8 военнослужащих и 19 – гражданский персонал.