В среду один из крупнейших туроператоров – турфирма «Нева» объявила о невозможности выполнить обязательства и приостановила свою деятельность.
При этом сумма страхового обеспечения оператора составила 454.2 млн рублей, а страховщиком выступила компания «Восхождение» (практически неизвестная на туристическом рынке). По оценкам экспертов, по линии «Невы» за границей могут отдыхать около 6 тыс. туристов.
Что в этом случае делать туристам и турагентам, пострадавшим от Невы? Краткий алгоритм необходимых действий корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» представил Александр Байбородин, руководитель одноимённой юридической фирмы. По его оценке, порядок действий для агентов таков:
1) Необходимо собрать как можно больше информации о происходящем.
Ознакомьтесь с информацией на сайте туроператора. Соберите сведения у коллег по цеху, юристов, друзей. Открыт ли офис туроператора? Осуществляется ли выдача документов, прием претензий? Будут ли производиться выплаты? А что говорят в страховой?
2) Пока туроператор «живой» – получите максимум документов.
Проверьте – на месте ли оригинал агентского договора на этот год? Если офис работает – не лишним будет получить оригинал письма об отказе исполнить обязательства по договору с туристом (с указанием № заявки и фамилии туриста). Данный документ хоть и не обязателен по закону, однако может быть полезен при обращении в суд и к страховщику (особенно по тем заявкам, даты вылета по которым еще на наступили).
3) Находитесь с клиентами в постоянном контакте.
Люди взвинчены и их можно понять. «Мошенники, кинули» - для человека не разбирающегося в турбизнесе может быть трудно понять нюансы отношений турагент и туроператор. Не стоит провоцировать туристов на преждевременное обращение во всевозможные органы. «Мы готовим документы для обращения в страховую. Закон на нашей стороне. Есть надежда на выплату без суда» - таким может быть ответ на вопрос туриста «где деньги»?
4) Получите от клиентов доверенность для обращения к страховщику.
Правом на обращение к страховщику и на получение возмещения наделен ЗАКАЗЧИК туристского продукта (сторона в договоре с агентом) а не сама турфирма. Он может обратиться в страховую сам, а может через представителя по доверенности – например, директора/сотрудника турфирмы или юриста.
Следует учитывать что турист может не разбираться в тонкостях турбизнеса: оплата от турагента туроператору, комиссия, номер заявки – словом, шансы на успех без поддержки турагента у туриста будут существенно ниже.
В то же время, выплата страховой без суда выгодна турагенту - ведь если страховая заплатит, то не будет судов, жалоб, «разборок», а клиент останется лояльным.
Не стоит забывать и о том, что несмотря на принятие поправок в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», в значительной степени снимающих с агентов ответственность за закрытие операторов, риск привлечения агента к ответственности всегда есть.С учетом того, что договоры ряда турфирм не полностью соответствуют требованиям закона – такие риски еще выше. Словом, вполне вероятно, что заняться выбиванием денег из страховой выгоднее будет самой турфирме по доверенности от клиента.
5) Готовьте документы по списку для юридической консультации или обращения к страховщику.
Список составлен с учетом требований закона и практики обращений по прошлым случаям.
Итак, что может потребоваться:
6) Внимательно и несколько раз проверьте собранные документы!
7) При значительной сумме заявки – обратитесь к экспертам.
Ошибка всего в одном документе, приложении, квитанции может привести к потере огромной суммы денег и затяжным судам. Исходя из имеющегося опыта – ответственно заявляем – рисковать не стоит, отметил эксперт.
http://www.tourprom.ru/news/25679/