В России продолжают закрываться туристические компании. Операторы будто кичатся безответственностью. Инна Бельтюкова, основатель и директор «Капитал Тура», может попробовать удачу в другом операторе – «Инна тур». Стржалковский не потерял и волоса после падения выпестованной «Невы». Пирамидоподобные операторы виртуально перекладывают всю ответственность на страховщиков. А новые меры, похоже, лишь приведут к росту цен.
Эксперты отмечают: рассчитывать на скорое восстановление хоть какого-либо порядка в туристической отрасли пока не приходится. И дело не столько в общем состоянии экономики, сколько в том, что туризм остаётся максимально закрытым и непрозрачным из всех видов бизнеса – несмотря на все разговоры, госконтроля за деятельностью операторов рынка как не было, так и нет.
Более того, если внимательно присмотреться к тем, кто именно стал банкротом, можно предположить, что весь этот «системный кризис туристической отрасли» вызван безнаказанностью собственников операторов. Крупные банкротства операторов походили на лёгкий перезапуск бизнеса.
Питерский след
Самой первой о невозможности исполнять обязательства перед заказчиками объявила 16 июля турфирма «Нева». Она являлась одним из старейших игроков рынка, входящего в пятёрку крупнейших операторов выездного туризма в России, поэтому новость для многих стала шоком.
И не только потому, что только «Нева» располагала рекордно большой для отечественного турбизнеса фингарантией – в размере более 450 млн рублей. Исторически сложилось так, что у «Невы» изначально были «высокие» покровители. Одним из основателей компании является Владимир Стржалковский – личность примечательная во всех отношениях. Известен он тем, что ещё в советское время был коллегой президента Владимира Путина по КГБ, в 90-е годы оказался замешан в скандале, связанном как раз с новообразованной компанией «Нева». Тогда ходили слухи о том, что питерские бизнесмены якобы занимаются специфическим туризмом, поставляя за рубеж девушек лёгкого поведения. Что примечательно, несмотря на целую серию громких скандалов, окончательно информация эта опровергнута так и не была. Позднее Стржалковский возглавил главное туристическое ведомство – Ростуризм. Появление страховых выплат тогда кулуарно называли лоббизмом: людей они не спасали, зато мелким операторам они полностью перекрывали кислород. Истинная цель вполне могла быть одна – поделить весь рынок туруслуг между несколькими крупными операторами. Это и заложило дополнительный системный риск. Потом Стржалковский перешёл на пост гендиректора «Норникеля», на котором его сменил сам Владимир Потанин. В качестве компенсации г-н Стржалковский тогда получил около 100 млн долларов.
На этом фоне бедственное финансовое положение «Невы» выглядит по меньшей мере странно. Как весьма странно и другое – сегодня правоохранительные органы всерьёз взялись за расследование банкротств на туристическом рынке, но только в уголовном деле в отношении «Невы» не фигурируют никакие персоналии. Дело возбуждено в «отношении невыясненного круга лиц».
Банкротство «Невы» положило начало уходу с рынка других крупных компаний. Практически сразу же проблемы возникли у клиентов «Солвекс-Турне». По версии следствия, его гендиректор Тамара Халецкая, уже зная, что её компания обанкротится, всё равно продолжала заключать договоры на оказание туристических услуг. «В результате действий подозреваемой у более чем 5 тыс. потерпевших были похищены денежные средства на общую сумму свыше 150 млн рублей», – утверждают в Следственном комитете. Аналогичные претензии у следователей есть и к гендиректору обанкротившегося «Экспо-тура» Игорю Рюрикову. Его подозревают в похищении 500 тыс. рублей.
«Если бы власти спохватились в 2011 году, когда обанкротился «Капитал Тур», то турфирмы ещё тогда стали бы более осмотрительными, понимая, что растратить средства огромного количества туристов безнаказанно невозможно. А сейчас все эти аресты выглядят как показательная кампания», – считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
«Капитал Тур» мёртв, но дело его живёт
Банкротство «Капитал Тура», случившееся в 2011 году, действительно стало показательным случаем. Для тогдашнего гендиректора компании Инны Бельтюковой это был не первый проект на туристическом рынке – прежде г-жа Бельтюкова уже руководила компанией «Инна тур», которую в своё время она чуть не довела до банкротства. Кроме того, аффилированной структурой к туроператорской компании являлась страховая компания «Инногарант», которая, кстати, так и не выплатила пострадавшим туристам «Капитал Тура» компенсации, объявив о банкротстве спустя год после прекращения деятельности операторской компании. При этом сейчас снова стала активно возрождаться и рекламироваться «Инна тур». Летом профессионалы обсуждали возможность того, что г-жа Бельтюкова захочется в очередной раз попробовать себя на ниве туристического бизнеса. А в сентябре она уже попыталась стать модератором одной из туристических конференций под названием «Будущее туроперейтинга».
Пример Инны Бельтюковой далеко не единственный. Другим примером можно считать историю «Ланта-тур вояж». Ещё в январе 2012 года компания прекратила свою деятельность из-за отказа одного из основных кредиторов – Мастер-банка – предоставить кредит в 30 млн рублей. Позднее деньги «Ланта» нашла в ВТБ – 7 млн долларов пошли на погашение задолженностей и возврат туристов на родину. В настоящее время в компании установлено конкурсное производство. А вот компания под руководством Константина Пучкова (родного брата Игоря Пучкова, владельца «Ланты-тур») «Круизный дом МК» прекрасно работает. Любопытно, что «Круизный дом МК» был создан в 2011 году, незадолго до того, как у «Ланты» начались серьёзные проблемы.
Ещё один «мастодонт» отечественного туррынка – Михаил Шаманов, владелец сразу двух обанкротившихся операторов – «Лабиринт» и «Идеал-тур», по неофициальным данным, сегодня, похоже, скрывается от следствия в Лондоне. По версии правоохранительных органов, Шаманов со своим партнёром Сергеем Азарсковым собирали деньги с клиентов якобы на оплату авиаперелётов компанией «Оренбургские авиалинии». Однако на самом деле средства переводились не на счета авиаперевозчика, а на подконтрольные фирмы. Общая сумма задолженности операторов составила небывалые для отечественного туррынка 4,5 млрд рублей.
Что же в итоге? По всему выходит, что сегодня значительное количество уже негативно зарекомендовавших себя игроков рынка имеют все возможности создавать новые операторские компании. Благо и примеры подобные уже имеются: та же Ирина Бельтюкова, перерегистрировавшая не одну компанию на туристическом рынке, чувствует себя вполне вольготно. А если есть возможность взять с клиентов плату за путёвки, затем обанкротить компанию, тут же организовать на её месте другую и продолжить собирать деньги – почему же мы удивляемся, что это так и происходит?
Справка
Тем временем
Новый закон напишут в угоду крупным игрокам
Минкульт подготовил очередную редакцию законопроекта реформирования турбизнеса. Сегодня операторы рынка, годовая выручка которых не превышает 250 млн рублей, должны страховать свою ответственность на 30 млн рублей, а те, у кого превышает, – на сумму, равную 12% от выручки. По новому закону размер фингарантий должен составить 3% (а с 2016 года – 5%) от выручки, но не менее 50 млн рублей. Только для компаний, работающих в сфере въездного туризма, гарантии останутся прежними – не менее 500 тыс. рублей.
Кроме того, в министерстве предлагают изменить порядок отчислений в фонд «Турпомощи», увязав размер взноса с количеством туристов. Заметим, что увеличение взносов в «Турпомощь» оказывается тем более актуальным, если учитывать что из-за недавних банкротств казна фонда уже «похудела» на 90%: из 369 млн рублей там осталось всего 30.
В довершение ко всему каждому оператору рынка предлагается создать ещё и собственный фонд, в который компании отчисляли бы по 100 рублей за каждого туриста. Таким образом, в случае возникновения проблем сначала тратились бы деньги из фонда туроператора, а потом уже из «Турпомощи».
Как отмечают аналитики рынка, грядущие законодательные изменения, если таковые будут приняты, поспособствуют укрупнению отрасли – мелкие и средние компании просто не смогут осилить выплаты по фингарантиям. Получается как-то нелогично: весь сезон рынок сотрясается от банкротства именно крупных игроков, при этом новое законодательство прописывается им же в угоду. При этом о решении проблем непрозрачности рынка, введении персональной ответственности, об усилении госконтроля речь по-прежнему так и не идёт. А ведь чтобы прекратить дальнейшую волну банкротств, вполне достаточно ввести неограниченную ответственность собственников. Жестоко? Но чем они отличаются от банков и врачей, ведь им часто доверяют самые ценные минуты жизни. Почему не вводят полное страхование? Рыночные условия вполне обеспечат адекватные условия, а нам не придётся считать, кто получит возмещение, а кто нет. Одной из причин называют непрозрачность операторов и большую долю серой выручки. Но ведь надо бороться именно с этой причиной, а не возводить дополнительные барьеры в виде дополнительных взносов во всякие фонды.
Кира Деливориа (№ 42 от 03.11.2014)
http://versia.ru/articles/2014/nov/03/duroperatory/