В 2014 году Российский институт истории искусств (РИИИ) совместно с Соловецким музеем-заповедником и Соловецким Спасо-Преображенским монастырем приступает к осуществлению проекта «Церковное искусство». Задача – объединить усилия академических ученых-исследователей и практиков, монастырских и церковных регентов, певчих, звонарей, а также сотрудников музеев при монастырях, в области церковно-музыкального искусства и звуковой экологии церковной культуры.
Храмы Соловецкого монастыря уникальны в акустическом отношении, как и весь остров, на котором он расположен. Это своеобразный «музыкальный инструмент», сохранивший важнейшее качество православного церковного искусства – тишину. «Водные глади, отражающие звучание колоколов, особые акустические эффекты рельефа местности, природные звучания – это тоже создает своеобразие звуковой атмосферы островного монастыря, соответствие которой мы находим и в особенностях певческой традиции», – рассказала старший научный сотрудник РИИИ Ирина Чудинова.
Одна из программ, которую предполагается осуществить совместными усилиями, – проведение на Соловках конференции «Звуковой ландшафт монастырей Русского Севера: Соловки». Обсуждение этой темы должно привлечь внимание к звуковой экологии, сохранению звукового ландшафта, как культурного наследия, а также послужить стимулом исследовательского интереса в этой области. Вопрос представления подобной темы в музейной экспозиции, который сейчас занимает многих европейских ученых, также как и проблема акустических возможностей храма в связи с церковным пением и чтением могут стать узловыми темами конференции.
Вторая программа, предлагаемая РИИИ Соловецкому монастырю и музею для сотрудничества – создание мультимедийной базы рукописей Соловецкого монастыря. Планируется, что ее певческую часть, которую назвали «Рукописание, голос, личность», возьмут на себя петербургские ученые, а Соловецкий музей-заповедник выступит в качестве общего координатора.