За последние полгода стоимость путевок в белорусских лечебницах выросла соответственно курсу доллара, и с ноября 2014 здравницы почувствовали отток туристов из России.
В отличие от частных компаний, государственные санатории не очень поворотливы, поэтому под нужды рынка перестроятся не скоро: белорусы могут даже потерять российского клиента. Такое мнение высказал руководитель компаний «Западный тракт» и «Белагротревл», представитель Российского союза туриндустрии в Республике Беларусь Филипп Гулый на встрече в рамках международной выставки туристических услуг «Отдых-2015», прошедшей в Минске с 8 по 11 апреля.
По словам г-на Гулого, внутренний рынок Беларуси делится на четыре основных сегмента: санаторно-курортное лечение, экскурсионные программы, агро- и экотуризм, активные туры. Санаторно-курортное лечение в стране занимает 80% всего турпродукта. Яркий всплеск интереса к нему начался в 2008 году, тогда местные объекты стали дешевой альтернативой российским санаториям. В этом году, утратив часть клиентов из России, санаторно-курортные объекты республики, скорее всего, восполнят пробел за счет отдыхающих из Польши, Литвы, Латвии. Поедут и сами белорусы, так как цены в местных здравницах все равно остаются относительно невысокими.
«У нас поток из России с лечебными целями сократился, а экскурсионные туры, наоборот, выросли. На Новый год мы приняли много туристов, но все продажи прошли до 10 ноября, потом рынок остановился. И мартовские каникулы распродались хуже прошлогодних. Мы пересмотрели расценки в сторону снижения, перевели стоимость программ в российские рубли – и добились результата: по сравнению с прошлым годом этот сегмент продается гораздо лучше, например, продажи мая-июня можно назвать великолепными», – рассказал Филипп Гулый.
Экскурсионные поездки россиян в Беларусь делятся на высокие сезонные периоды: больше всего туристов приезжает на майские праздники, Новый год, осенние и весенние каникулы и летом. Россияне едут, как правило, на три-четыре дня. «Пока только наша компания предлагает семидневные экскурсионные туры, организованные по каскадному принципу: весь тур делится на несколько блоков, которые легко скомпоновать на любое количество дней в рамках недельной программы», – рассказал г-н Гулый. Благодаря семидневным турам, клиентами «Западного тракта» становятся туристы не только из Центральной России, Москвы и Петербурга, но и дальних регионов – Перми, Иркутска, Читы, Новосибирска, Хабаровска и т.д.
У российских туристов в Беларуси высоко востребованы программы патриотического туризма, популярен рыцарский эпос и все, что связано со средневековой западной культурой. «Когда-то на этих территориях существовало славянское королевство, здесь хорошо сохранились замки, костелы, традиционно празднуют православные и католические праздники. Приезжая к нам в гости, турист попадает в Западную Русь, при этом здесь все родное, на русском языке», – заметил Филипп Гулый.
Богатые леса, девственные пущи Беларуси привлекают любителей активного и экотуризма. Нетронутая человеком природа, например, Беловежская пуща, особенно интересна жителям мегаполисов. В республике множество рек и озер, в заповедниках проложены экотропы, огромное количество баз отдыха и пансионатов предлагает доступное размещение. Все это необходимо активнее продвигать на внешние рынки.
Однако, по мнению г-на Гулого, формат минской выставки «Отдых» устарел, она не имеет отчетливой принадлежности ни к сегменту B2B, ни к B2C: «В первом случае ей не хватает деловых мероприятий, полноценных конференц-залов и ярких презентаций, а также назначенных встреч со специалистами. В то же время туристы, приходящие сюда с желанием что-то приобрести, чувствуют себя не у дел, так как с прямым клиентом толком никто не работает». К тому же стоимость участия в форуме довольно высокая, существует большая разница в цене для белорусских и иностранных компаний. «Хотелось бы, особенно в рамках Таможенного союза ЕАЭС, чтобы для турфирм, например, из России, Казахстана расценки были такими же, как и для местных компаний», – считает Филипп Гулый.
Он уверен, что для Минска примером удачного формата послужила бы рижская туристическая выставка Balttour, где один-два дня посвящены деловой части и столько же – непосредственно турпродукту, когда выставку посещают туристы. «Думаю, в будущем усилиями государства и бизнеса наша выставка переедет на более удобную площадку, возможно, на окраине города, с комфортной парковкой. Помимо этого, давно пора разделить экспозицию на тематические залы. Пока же посетителям сложно ориентироваться, где расположены компании, работающие на выезд, а где – на внутренний туризм», – пояснил – г-н Гулый.