Белозерск впервые упоминается в летописях под 862 годом: «Рюрик седе в Новегороде, а Синеус, брат Рюриков, на Белеозере, а Траур (Трувор) в Изборце (Изборске)». Стало быть, тысяча сто пятьдесят лет исполняется и городу, и российской государственности. Юбилей! Но не все так просто.
По данным ученых, на том месте, где ныне стоит Белозерск (город как минимум дважды менял «место жительства») в культурном слое никаких следов IX века не найдено, а вот X век есть. И никак загадку уже не разрешить, так как городище на Шексне, куда, по преданию, и пришел Синеус, было затоплено при строительстве Волго-Балта. Посему решили так – пусть будет Белозерску на сто лет меньше, 1050 лет. Для города с такой историей 100 лет – лишь миг. К тому же есть немало оснований предполагать, что город на Белом озере существовал задолго и до 862 года. Великий Новгород и Изборск в последнее время вниманием высоких властей, в том числе финансовых, не обижены. Идет реставрация стен и храмов, строятся новые гостиницы и рестораны, приезжают телевизионщики с камерами, как следствие – десятки автобусов с туристами.
Великому Новгороду даже почетный титул Родины России присвоили. А тут, на Белом озере, давно забытая в мегаполисах тишина маленького (9 тыс. жителей) городка, где еще не строят аляповатых особняков и бизнес-центров в худо понятом стиле хай-тек, где еще можно увидеть на главной уличке табличку «Ремонт обуви – срочная подшивка валенок». Как говорят, привет столицам! Так что же Белозерск? Двести верст от Вологды, сто – от Череповца, и тракты те от «евростандартов» далеки. От озера, увы, тоже пока толку мало. При строительстве того же Волго-Балта уровень его поднялся ненамного, но столь коварно, что без проблем к белозерским берегам сегодня подвалит разве что плоскодонка.
Красавцы-теплоходы на зависть белозерам утюжат только дальнюю линию горизонта – ну, как тут не вспомнить Феллини? И мало кто из пассажиров тех лайнеров знает, что посмотреть в Белозерске есть на что. Куда там новгородскому детинцу, который ни разу в серьезной осаде-то не был, до самого большого и самого высокого, до 30 метров, кольца оборонительных городских валов (фото) со Спасо-Преображенским собором XVII века внутри. Панорама, открывающаяся с круговой тропинки по валам, в России имеет мало равных. До тридцатых годов прошлого века в кремле существовала классическая северная «тройка»: большой холодный собор, шатровая колокольня и теплый храм – редчайшая в России (аналог есть только в Пскове) двойная церковь Николы Чудотворца и Василия Великого.
Специалисты утверждают, что восстановление ансамбля в первозданном виде вполне возможно – были бы желание и средства. А еще есть Успенская церковь 1553 года и Иоанно-Предтеченский храм на берегу озера, построенный как определено академиком Грабарем по проекту Баженова. Есть самая красивая в городе церковь Всемилостивого Спаса, он же в просторечии Спас-на-Канале (фото), да и сам чудо-канал (фото), входивший когда-то в Мариинскую водную систему, отмененную тем же Волго-Балтом. Местным краеведом Татьяной Гавриловой разработан маршрут по самому городу и его окрестностям, которые запечатлены в снимавшемся здесь без малого сорок лет назад Василием Шукшиным фильме «Калина красная».
В программу, помимо экскурсии по самому городу, входят посещение паромной переправы у деревни Десятовская (там снимался финальный эпизод с падением легковушки в воду), ближней деревни Садовая, где жил Шукшин во время съемок и где непременно покажут шукшинскую баньку и шукшинскую березку, рядом с которой он запечатлен на известном семейном портрете. Сцена выхода Егора Прокудина из тюрьмы снималась на печально знаменитом «Пятаке» – острове, где в зданиях бывшего Кирилло-Новоезерского монастыря и сейчас действует «пожизненная» колония особого режима.
Впервые приехавшей со времени съемок в Белозерск Лидии Федосеевой-Шукшиной новый вологодский губернатор Олег Кувшинников пообещал в присутствии сотен белозеров возвести в городе памятник великому писателю и артисту. Впрочем, молодое поколение уже мало представляет себе, что такое «Калина красная». Так почему бы на долгом и тряском пути в Белозерск из Вологды или Череповца не показывать в салонах туристических автобусов шедевр Шукшина? Развитию туристической отрасли в Белозерске до сих пор мешает множество препон. Несмотря на вложенный по случаю юбилея в развитие города и реставрацию его памятников миллиард рублей.
По сравнению с тем, что автор этих строк видел на белозерских берегах в предпоследний год ушедшего века, определенный прогресс, конечно, налицо. Несколько лет назад открылся интерактивный и очень популярный у гостей музей «Княжеская гридница» и только что – культурный центр имени Сергея Викулова. «Если вначале мы работали только с четырьмя турфирмами, – рассказывает основатель «Княжеской гридницы» Игорь Ручин, – то сегодня их уже 70». Белозерск вошел в различные межрегиональные туристические маршруты, например, «По следам викингов на территории Восточной Европы», включающий Великий Новгород, Псков, Изборск, Ярославль, Ростов Великий, Старую Ладогу и Смоленск.
Важно только, чтобы желание развивать туризм не прошло вместе с юбилейными торжествами. Об «автобанах» по-вологодски и водных преградах уже было сказано. Углубление дна в самом Белозерске обойдется в очень круглые суммы, да и повторять его надо будет ежегодно. Принято вполне разумное решение пойти по «кирилло-ферапонтовскому» пути – там теплоходы, идущие по Волго-Балту, причаливают в Горицах, и пассажиры едут 7 км на автобусах до Кириллова. В 10 километрах от Белозерска тоже есть подходящее место, причем строительство, которое должно быть начато и завершено в будущем году, обойдется во вполне приемлемую сумму в 50 млн. рублей. В 2014 году предполагается принять первые теплоходы, а это, по самым скромным подсчетам, увеличит поток туристов как минимум вдвое.
Сегодня город посещает 53 тысячи человек в год, причем ночует только 19 тысяч. Ни поселиться с должным комфортом, ни нормально поесть пока просто негде. И о ресторанах с открытыми террасами с видом на ширь Белого озера пока остается только мечтать. Внушает очень сильную тревогу и состояние многих первоклассных памятников архитектуры. Например, той же баженовской церкви Иоанна Предтечи (фото). Храм Спаса на горе (фото) и не знаешь причислять ли к существующим. Покровскую церковь (фото) уже начали было восстанавливать под музейные нужды в середине 90-х, но, увы. Храмы Рождества Богородицы, Петра и Павла, Иоанна Богослова – их прошлое по сегодняшнему состоянию можно определить с трудом, как и их будущее.
Главное, как считают местные эксперты, чтобы хоть небольшой турпоток пошел и не прерывался. Давно ли в Великом Устюге была лишь одна обшарпанная гостиница на ...дцать номеров. Сегодня таких номеров в самом городе и его ближней округе – 2500. А чем одна из прародин России хуже? Будут туристы, заработает «сарафанное радио», он же народный телеграф, и начнут строиться один за другим небольшие гостевые дома, как в соседнем Кириллове. «Великий Устюг – это зимняя столица нашего туризма, который, кстати, давно входит в число приоритетных для развития в нашей области отраслей, – утверждает Олег Кувшинников. – Белозерск, вместе с недальними Кирилловым и Ферапонтовым, вполне мог бы выйти в летние центры отдыха, а в перспективе можно говорить и о создании круглогодичного рекреационного кластера». Сегодня Вологодская область принимает 2,5 млн. туристов в год. Через 2-3 года, по мнению г-на Кувшинникова, поток может вырасти вдвое.
Правда, рассчитывать только на федеральный и местный бюджеты вряд ли стоит. Возможно, поможет возрожденный в 1980-м европейский Ганзейский союз, в который Белозерск входит с 2000 года? Весьма солидная делегация из 27 городов на юбилее города присутствовала. Или найдутся инвесторы, занимающиеся по всему миру развитием регионов, вроде парижской ID-reel, которая давно сотрудничает с Калужской, Вологодской и Новгородской областями? Калуга и Новгород, между прочим, в числе передовых в деле развития отечественного культурного туризма. Кстати, о Вологде с Великим Устюгом при помощи французов был снят фильм с участием Пьера Ришара. Может, и Белозерску в итоге подфартит?