Если ехать от Петербурга на северо-восток, рано или поздно попадешь в Карелию. А если некоторое время ехать по Карелии, можно попасть в одно из красивейших мест России — мраморные карьеры близ деревни Рускеала. Если маршрут мы рассчитываем на выходные, то из Петербурга стоит выезжать по Приозерскому шоссе или дороге на Скотное в пятницу поздно вечером и останавливаться на ночлег в районе Лосево. Тогда утром субботы с новыми силами можно сесть за руль и за 3-5 часов, в зависимости от везения и состояния дороги, доехать до Сортавалы. После Приозерска дорога сильно выигрывает в живописности и теряет в качестве. Довольно долго тянется грейдер, больше похожий на стиральную доску. Зато вокруг сосны, скалы, поля, синие озера и бескрайнее небо. Если, конечно, повезет с погодой. На пути будет единственный крупный город — Сортавала. Там можно остановиться пообедать и погулять. Особенно рекомендую обратить внимание на городской парк, к которому можно дойти, повернув сразу после моста налево. В парке есть площадка для выступлений с более чем вековой историей и созданная финнами лестница, ведущая на смотровую площадку. С последней открываются изумительные виды на город и его окрестности. Центральная часть города состоит в основном из каменных зданий начала XX века в стиле северного модерна и функционализма. Их строили известнейшие финские архитекторы. Еще в городе сохранилось большое количество деревянных зданий постройки середины XIX века, как правило в стиле ампир. На центральной площади Сортавалы стоит памятник кантелисту (музыканту, играющему на национальном карельском инструменте кантеле). На одной из боковых улиц (ул. Комсомольская, 6) приютился крошечный музей Кронида Гоголева, художника-самоучки, который прославился уникальными работами из резного дерева. Его резные композиции стоит осматривать во всех подробностях, так что, несмотря на малые размеры музея, его посещение может затянуться. В последние годы художник обратился к живописи, в которой, несмотря на отсутствие академического образования, великолепно передает свет, характерный для северного Приладожья. Из Сортавалы есть всего одна дорога, которая по живописным карельским пейзажам доводит нас до поворота на Вяртсиля. Сворачиваем в сторону этого поселка. После этого, руководствуясь указателями, доезжаем по весьма пристойной асфальтовой дороге до, собственно, поселка Рускеала и расположенного чуть дальше поворота на одноименный горный парк. Туда-то нам и надо. Примерно 500 метров довольно узкой грунтовой дороги (аккуратнее при разъездах) — и мы на стоянке горного парка. Здесь можно припарковать машину, подкрепиться, купить сувениров. А затем перед взором туриста открывается главный мраморный карьер. Здесь начиная с 17 века добывали белый полосатый рускеальский мрамор (белый с темно-серыми полосами и редкими вкраплениями зеленого минерала змеевика), который использовали в облицовке Исаакиевского собора, при создании полов Казанского собора, подоконников Эрмитажа и еще многих исторических и не очень зданий Петербурга. Позднее тут начали делать из мрамора известь, и был построен специальный завод для переработки мраморной крошки. Сейчас завод не действует, и его можно осмотреть. Но сначала стоит обойти вокруг карьера поверху. Создатели национального парка проложили удобную смотровую дорожку, по которой можно даже проехать на велосипеде (с некоторыми усилиями). Детей стоит держать за руку, так как склоны карьера очень круты, а заграждение довольно легко преодолевается при желании. Восхитительный и мрачный одновременно вид сверху на карьер создается сочетанием высоких мраморных стен, зеленого зеркала воды внизу, просвечивающих сквозь нее мраморных глыб и деревьев, растущих по берегам. Размеры Мраморного каньона - 456 х 109 метров, высота отвесных скал достигает 22 метров, максимальная глубина затопленной части — свыше 40 метров. Не меньшее, а может, и большее впечатление оставляет карьер с воды — можно взять напрокат лодку. Для любителей экстрима действуют аттракционы «Полет над карьером», тарзанка, индейский мост. Дайверам будет небезынтересно погрузиться в систему штолен и переходов затопленной части карьера — на дне остались рельсы, вагонетки, а вода почти идеально прозрачная. Только, говорят, под водой очень страшно. Кстати, если вы припозднились и приехали на карьер уже в темноте — не расстраивайтесь: маршрут и Мраморный каньон подсвечиваются. Очень эффектно карьеры выглядят осенью, а зимой на замерзшей глади каньона устраивают каток. Кроме главного карьера есть еще два затопленных и несколько сухих. В одном из затопленных, который называют озеро Ясное, можно купаться — вода летом теплая, нежно-изумрудная, прозрачная и очень приятная. Однако пляж, к которому можно подъехать на машине, совсем крошечный, а входы в воду узкие и достаточно неудобные из-за острых углов мраморного дна. В одном из сухих карьеров в 70-е годы прошлого века добывали мрамор для облицовки ленинградского метро (в частности, станции «Приморская»). Если пройти от дальнего края Мраморного каньона по одной из дорог в направлении завода, то можно увидеть шестиметровые мраморные стены, от которых отрезали (как сыр) пласты камня. Там же есть мраморная ванна (размером с небольшой бассейн), однако купаться в ней не стоит — очень грязная стоячая вода. По дороге обратно, в нескольких километрах от Рускеалы по левую руку, есть отмеченный красными стрелками поворот к водопадам, где снимался фильм «А зори здесь тихие». Водопады не очень большие, около двух метров, но весьма живописные (если не пересохнут, как сейчас). На километр ниже по реке находится водопад Рююмякоски высотой семь метров, где стоит заброшенная финская гидроэлектростанция. На этом можно закончить экскурсионный день — он и так получился насыщенным. Ночевать стоит либо в гостинице Сортавалы, либо под Сортавалой, в восьми километрах по направлению к Приозерску. Там есть туристический комплекс «Дача Винтера», на территории которого восстановлено историческое здание — загородный дом доктора Густава Йоханнеса Винтера. Дача построена в 1908–1910 годах в стиле национального финского романтизма по проекту известного финского архитектора Элиэля Сааринена, который считается основоположником данного направления в архитектуре. Воскресенье стоит посвятить визиту на заброшенную целлюлозно-бумажную фабрику и каскад карельских гидроэлектростанций — в поселках Харлу и Ляскиля. По той же дороге выезжаем из Сортавалы, но не сворачиваем на Вяртсиля, а едем по направлению на Олонец. Красивейшие пейзажи Северного Приладожья — с одной стороны скалы, с другой шхеры Ладоги — могут отвлечь от незаметного указателя поворота на Харлу, куда нам, собственно, и надо. По гравийной дороге, вполне проходимой даже для городской машины, надо доехать до развилки в поселке Харлу, свернуть направо, переехать железнодорожные рельсы и спуститься ко входу на фабрику. Договорившись с с местными сторожами (нужно сказать им заветные слова «Хотим осмотреть гидроэлектростанцию»), можно пройти по широкой, натоптанной тропе мимо полуразрушенных корпусов начала XX века к мостику-плотине, а оттуда и на саму электростанцию (с позволения сторожа). Удивительное и завораживающее зрелище белой водяной пены, падающей на ложе из черного базальта, полностью оправдает тяжелую дорогу. Вторая доступная для осмотра электростанция каскада находится в нескольких километрах по дороге на Олонец в поселке Ляскиля. Если вы не хотите возвращаться в Петербург той же дорогой, то езжайте дальше по направлению к Олонцу. Не пропустите, увлекшись прекрасной дорогой, поворот на Питкяранту — вам именно туда. Асфальт немедленно станет очень плохим, но при должной осторожности проезжается без особых проблем. Между Питкярантой и Олонцом, в районе деревни Видлица, по правую руку будут великолепные песчаные дюны на берегу Ладоги — отличное место для купания. Из Олонца (учтите, вечером в воскресенье там все закрыто, и поесть не удастся) вы довольно быстро и просто попадете на трассу «Кола», с которой в районе Лодейного поля выедете на Мурманское шоссе. Вечером в воскресенье вы вернетесь в Петербург с таким ощущением, что отдыхали месяц. Доехать до этих прекрасных мест можно только на машине, но если у вас ее нет - не отчаивайтесь: можно взять автомобиль в аренду. Совместная экспедиция сайта "Водитель Петербурга" и клуба АвтоПутешественников, по мотивам приключений которых написана эта статья, воспользовалась услугами компании Avis Russia.