Старожилы туристского рынка сокрушаются по поводу того, что деятельность турфирм всё более бюрократизируется, отягощается необходимостью заполнения бесконечных отчётов, опросников, анкет, деклараций, согласий на использование персональных данных и т.д. Более того, контролирующие органы в стремлении регламентировать деятельность туристских фирм порою доходят до абсурдных с точки зрения предпринимателей требований.
В сложную ситуацию на этот раз попала читинская компания «Билет-СВ», оказавшая услугу по подбору наиболее выгодного тарифа и оформлению билета клиенту и получившая с потребителя вознаграждение в размере 500 рублей. Обычная для турагентства практика по итогам проверки, проведённой региональным Роспотребнадзором, была признана незаконной. Судебным решением турфирму обязали «прекратить действия по взиманию с потребителей денежных средств за оказание услуги – оформление авиабилета в момент заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и багажа». Судья счёл, что оформление и выдача билета потребителю является неотъемлемой частью договора об оказании услуги по перевозке и не может быть расценено как самостоятельная услуга, поскольку сам по себе билет не выступает предметом сделки.
Выполняя решение суда, турфирма прекратила взимать денежные средств за оформление билетов, о чём издала соответствующий внутренний документ. Кроме того, компания была обязана проинформировать население о незаконности предоставления такой услуги. Предметом спора стала неверная формулировка в названии оказанной услуги – оформление билета, тогда как оформление – это прерогатива перевозчика, а не посредника. Однако в этой связи возник другой вопрос: а может ли вообще турфирма брать деньги за предоставление услуги по оказанию помощи в покупке билета?
По мнению Светланы Хурхесовой, исполнительного директора туркомпании «Весь мир», помощь клиенту при покупке билета – это действительно услуга, в калькуляцию которой входят оплата труда менеджера, аренда и содержание офиса, интернет-трафик, бумага и бланки, амортизация оргтехники. А это значит, что у коммерческой организации есть полное право оказывать услугу и получать за это вознаграждение, на то она и называется коммерческой, а не благотворительной. Другой вопрос, если турист оплатил пакетный тур, а с него дополнительно снимают сбор за оформление билета. Это, по мнению эксперта, уже не правильно. При покупке пакетного тура заранее оговаривается, что именно нужно оплачивать дополнительно. Как правило, это транспортный или консульский сбор, виза, страховка.
Формально в конкретной ситуации с читинской турфирмой, соглашаются собеседники STI, Роспотребнадзор, был прав. В ведомство поступила жалоба, специалисты её обработали на предмет соответствия нормативно-правовой базе. В то же время улучшению предпринимательского климата подобные действия, по мнению экспертов, данные действия отнюдь не способствуют. «Для того, чтобы развивать региональную экономику, необходимо поддерживать малый бизнес, стимулировать его развитие, а не выматывать разбирательствами, суть которых сводится к изменению формулировок в названии услуги, - уверена Дарима Тугутова, уполномоченный по развитию туризма при Общественной Палате Республики Бурятия. - Если конкретный потребитель нуждается в подборе удобного маршрута по оптимальной цене из тарифов разных авиакомпаний, то считаю справедливым и логичным, если он оплатит труд специалиста, оказавшего ему эту услугу. Должна заметить, что порой это занимает немало времени и всегда требует знаний и опыта. Факт предоставления услуги был, а значит и оплату необходимо совершить по прайсу. В случае с компанией «Билет-СВ» имела место претензия к формулировке». По мнению туристского омбудсмена, востребованная услуга сохранится на рынке. «Просто коллеги переименуют её с «оформление билета» на «оказание информационных услуг», - прогнозирует Дарима Тугутова.
Не смотря на формальную правоту Роспотребнадзора, в выигрыше себя не может чувствовать ни одна сторона. Вряд ли в результате проведённого разбирательства клиент получит что-то помимо компенсации за потраченное время и судебные расходы. Турфирмам же придётся обращать более пристальное внимание на формулировку названия услуг, вносимых в документы. «Подобные судебные разбирательства, по сути, не улучшают сервис, а только затрудняют качественное оказание услуг, - сожалеет Светлана Хурхесова. - По аналогичному принципу можно предъявить претензии к любой услуге, благо законов и нормативных актов, регламентирующих деятельность турфирм, которых можно трактовать по-разному, предостаточно».
Фото: homework763.ga