Жонглирование цифрами и картами. Вчера, на шестой день скандала вокруг компании «Капитал тур», стали, наконец, уточняться цифры, позволяющие представить масштаб катастрофы. Напомним, количество клиентов, находящихся за границей по путевкам «Капитала», экспертно оценивалось от 4-5 тыс. до 15 тыс. человек. Вчера, на специально созванном совещании в Минспорттуризме, генеральный директор компании Инна Бельтюкова сообщила, что таковых 4 тысячи. А чуть позже в поименном списке, предоставленном туроператором в распоряжение оперативного штаба по урегулированию ситуации, оказалось немногим более 2700 человек. В нынешних обстоятельствах это, конечно, лучше, чем 4 тысячи. Но возникает ощущение, что руководители компании не очень ориентируются в показателях своей деятельности. Весьма приблизительно оценивают они и число «неоплаченных» клиентов, у которых могут возникнуть проблемы с отелями – примерно 10%. Судя по списку, более 530 туристов «Капитала» сейчас в Египте, более 450 - Таиланде. В ОАЭ – более 300. Около 200 – в Доминикане, по 160 – в Индии и Индонезии. Кроме того, клиенты туроператора находятся в Австралии, Австрии, Алжире, Бельгии, Болгарии, Ботсване, Венесуэле, Вьетнаме, Германии, Гонконге, Греции, Израиле, Испании, Италии, Кипре, Китае, Кубе, Латвии, Мальдивах, Мексике, Нидерландах, Перу, Сингапуре, Словакии, США, Тунисе, Филиппинах, Франции, Хорватии, Чехии, Швейцарии, Шри-Ланке. Что касается проданных туров, то, по словам г-жи Бельтюковой, их более 8,3 тысяч. Дальше опять не очень понятно. По одной версии, это полностью оплаченные туры, а есть еще предоплаченные, по другой – цифра общая. Бессовестный Таиланд. Тем временем за границей разворачиваются драматические события. Из Египта, Дубая, Шарджа, Франции, Мальдивских островов и других стран поступают сообщения о том, что отели, до недавних пор покорно ожидавшие поступления денег за клиентов «Капитала», теперь требуют от туристов оплатить свое проживание. Кое-где это вырастает в настоящее противостояние. В Доминикане, в отеле Barcelo Dominican Beach, вчера удерживались более 30 россиян, которые должны были отправиться в аэропорт. Только благодаря вмешательству сотрудников российского консульства туристам удалось выбраться «на свободу». Помощнику почетного консула России в Паттайе Виктору Кривенцову вчера пришлось проявлять буквально личный героизм, чтобы вырывать россиян из гостиничных лап. Отели блокируют номера, не давая туристам возможности собрать вещи перед отъездом, есть даже случаи изъятия паспортов. К решению возникающих проблем подключены не только российские почетные консульства в провинциях Чонбури, Районг, Пхукет, Пхангнга, Краби, но и отдел стран Азии Консульского департамента МИД РФ, и Ростуризм, и Минспорттуризм. Позиция Российского союза туриндустрии в отношении этих фактов такова. Отели заключали контракты не с конкретными гражданами России, а с туроператором «Капитал тур». Это отели, а не туристы, стали работать с российским партнером в долг. И всем совершенно очевидно, что как раз туристы свои деньги туроператору заплатили, что подтверждают ваучеры, которые у них на руках. Так разбирайтесь, уважаемые хотельеры, со своим партнером, а не с гостями, которые приехали с вашего же согласия! А что касается конкретно Таиланда, то хочется вспомнить вот что. Зимой 2004/2005 года очень многие тайские отели находились на грани разорения в результате разрушительного стихийного бедствия – цунами. Принимать туристов гостиницы не могли. И российские туроператоры не стали требовать от тайских отелей немедленного возврата переведенных им средств. Наши турфирмы несли колоссальные убытки, но согласились ждать, когда туриндустрия Таиланда восстановится, чтобы гостиницы могли постепенно расплатиться с ними услугами. Рыночное настроение. 17 ноября, когда «Капитал» объявил о приостановлении своей деятельности, на отдых за рубеж не смогли отправиться более 400 туристов. Сегодня не улетят около 300, завтра - еще примерно 500 человек. В субботу и воскресенье – по 800. Что в связи с этим происходит на рынке? Туристы звонят в турагентства, выясняя, путевку какого туроператора они купили, и требуют «еще каких-нибудь бумажек» в доказательство того, что тур оплачен. Турагентства, бронировавшие у «Капитала», звонят в авиакомпании, проверяя, оплачен ли авиабилет. И ищут контактов с зарубежными партнерами туроператора, чтобы выяснить – а вдруг отель все-таки оплачен. Туроператоры, предполагающие, что турагентства могли «попасть» под проблемы «Капитала», требуют от них немедленно оплатить все брони. На свет вылезают все новые и новые долги «Капитала». Принимающие компании, авиаперевозчики рассказывают друг другу то, что раньше скрывали: кому и сколько должен туроператор. Суммы впечатляют. Туроператоры обсуждают возможное падение спроса на их услуги: клиенты уйдут в интернет, а те, кто все же предпочтет турфирмы, будут избегать ранних бронирований и тянуть с оплатой до последнего. Неистребимые пирамидки. Московский кредитный банк проявил заботу о судьбе российских туристов и вчера заявил, что «он хороший»: готов разблокировать счета, пролонгировать существующий кредит «Капитал туру» на 40 млн. рублей и даже дать дополнительную ссуду. Но все же оговорился: под гарантии или ликвидный залог. Видимо, в надежде, что ничего такого «Капитал» предоставить не сможет. А вот «Альфа-банк», по данным газеты «Коммерсантъ», решил помочь «Капитал туру» в решении финансовых проблем. Он может стать новым кредитором туроператора, а в качестве обеспечения получит долю в туристической компании. Предполагается, что, пока кредит не будет погашен, эта доля будет находиться на балансе инвестиционного подразделения банка. Воистину, у Инны Бельтюковой непревзойденный дар убеждения. (Ирина Тюрина, лауреат премии Friends of Thailand Award 2010)