Город принял программу развития транспортного комплекса Петербурга до 2016 года. За 137,3 млрд рублей она призвана сделать общественный транспорт более доступным, улично-дорожную сеть — более комфортабельной, а весь транспортный комплекс города — более инновационным и безопасным. Согласно экономической политике новой администрации, в документ вошли только "наиболее востребованные" проекты, финансирование которых уже гарантировано. Аналитики считают, что это для города важнее "фешенебельных пиар-проектов". На вчерашнем заседании правительства была принята целевая программа развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга до конца 2015 года. Как заявил Алексей Бакирей, председатель комитета по транспортно-транзитной политике, представлявший документ, ранее Петербург не имел региональной программы, позволяющей согласованно действовать всем органам власти, реализующим транспортное развитие города.
Для того чтобы развивать доступность транспортного комплекса, город готов потратить в течение четырех лет 82,4 млрд рублей. За эти деньги будет увеличено количество станций метро с 65 (с открытием в конце декабря станции "Адмиралтейская") до 68, ежегодное число пассажиров подземки — с 779 млн до 789 млн человек, приобретено не менее 400 единиц подвижного состава наземного общественного транспорта, реконструировано 12 км трамвайных путей и 124 км контактной сети трамвая и троллейбуса, обновлены депо трамвайных и троллейбусных парков, спроектированы и построены новые диспетчерские станции и разворотные площадки, организовано 40 км выделенных полос для общественного транспорта.
Направление "Эффективность транспортного комплекса Санкт-Петербурга" (48,2 млрд рублей) включает в себя развитие улично-дорожной системы города, системы вылетных магистралей, строительство новых развязок, мостов, путепроводов, парковок, в том числе перехватывающих. Основными объектами обширного перечня работ на ближайшие четыре года для городских властей станут реконструкция Приморского шоссе, завершение Коломяжского путепровода, строительство развязки на съезде с Сампсониевского моста, реконструкция Синопской набережной, набережных Обводного канала, подходов к Западному скоростному диаметру и КАД, перепланировка площади Труда, строительство развязки на Красногвардейской площади, развитие территории вокруг Ладожского вокзала и другие.
Что примечательно, программой предусмотрена реконструкция Дворцового и Тучкова мостов, однако строительство Ново-Адмиралтейского моста и моста в створе острова Серный документом не предусмотрены. Не фигурируют в нем также ни создание Орловского тоннеля, ни легкорельса от Московского вокзала — ни до аэропорта, ни до станции "Звездная".
Всего, согласно этому пункту программы, до 2016 года количество перехватывающих парковок вырастет с 8 до 23, магистралей, подключенных к АСУДД, — с 6 до 49, а протяженность дорожной сети увеличится на 80 км.
На повышение уровня безопасности транспортного комплекса города власти готовы потратить 6,5 млрд рублей. За четыре года планируется построить 206 и реконструировать 176 светофорных объектов, увеличить число внеуличных пешеходных переходов с 28 до 56, установить искусственные неровности и делиниаторы.
По прогнозам КТТП, комплексная реализация программы позволит увеличить на 3% скорость сообщения на автомобильном транспорте, на 10% — на наземном общественном, на 40% — на участках приоритетного движения общественного транспорта, снизить на 4% число заторовых перекрестов (сейчас их около 250), сократить на 18% число ДТП и повысить долю населения, пользующегося общественным транспортом, на 4%.
Из всех перечисленных объектов нет ни одного сенсационного — все из них были запланированы к реализации в ближайшие годы. Как пояснил Алексей Бакирей, отличием принятой программы от стратегии транспортного развития Петербурга, принятой летом, является большая реалистичность первой. "В эту программу включены только те объекты, финансирование которых подтверждено", — сказал господин Бакирей, выразив надежду на то, что в следующем году в программу могут быть включены дополнительные объекты.
Губернатор Георгий Полтавченко посчитал, что представленная программа включает в себя "наиболее важные и необходимые объекты", а все прочие объекты будут появляться "в плановом порядке". Сергей Вязалов, вице-губернатор, курирующий экономический блок города, выразил сомнения в необходимости проекта аквабусов, активно лоббировавшегося прежней администрацией. "Когда билет стоит 40 рублей, а дотации на перевозку одного пассажира составляют 360 рублей, мы не имеем ничего, кроме убытков", — заметил господин Вязалов, пообещав внимательно изучить проект городского водного транспорта.
Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС, считает, что отказ от крупных инфраструктурных проектов в пользу менее помпезных, но более востребованных горожанами, правилен. "Проекты, анонсировавшиеся прежней администрацией, имели в большей степени политическую значимость. Они были нужны для того, чтобы отчитаться перед федеральным руководством о повышении привлекательности города, а не уровня комфорта жизни горожан", — считает господин Кумановский.
Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily, полагает, что проблемы, стоящие перед транспортным комплексом Петербурга сегодня, связаны с тем, что "в свое время люди, ответственные за развитие города, просчитались". "Городу сейчас не хватает четко проработанной стратегии развития. Вместо того чтобы тратиться на фешенебельные пиар-проекты, необходимо в первую очередь создавать объекты, необходимые горожанам, а не только инвесторам", — говорит аналитик.