Российские музеи могут открыться уже в середине июля, сообщила «Известиям» статс-секретарь — замминистра культуры Алла Манилова. Однако число посетителей будет ограничиваться с помощью электронных билетов и предварительной регистрации, а в залы выйдут смотрители не старше 65 лет.
Ведущие арт-институции страны признают, что ясности, как организовывать перемещение зрителей внутри экспозиций и регулировать очередь желающих войти в музей, пока нет. Кроме того, работа музеев при сохранении действующих цен на билеты будет заведомо убыточной. «Известия» выяснили планы художественных учреждений по возобновлению офлайн-активности.
Художественный мир потихоньку выходит из комы. Уже открылись арт-институции Китая, с 15 мая зрителям станут доступны галереи Австрии, а с 18-го — Италии, которая еще недавно была эпицентром пандемии. В России ситуация пока непредсказуемая, но Министерство культуры уже подготовило и направило в правительство РФ дорожные карты, в которых прописаны все фазы возвращения музеев, театров, библиотек к полноценной жизни, сообщила «Известиям» Алла Манилова.
— Это не просто наше видение ситуации, а детально проработанные — совместно с федеральными учреждениями, всеми лидерами отрасли — сроки, — пояснила Алла Манилова. — Точка отсчета возобновления работы музеев — полное снятие ограничительных мер. Если 1 июня они продлены не будут, появится надежда на оптимистичный сценарий, при котором возможный старт открытия музеев — середина июля.
Вместе с тем, до полного окончания пандемии число посетителей будет ограничено, а билеты станут продаваться онлайн, по сеансам, и количество их будет рассчитано исходя из возможности двухметровой дистанции между людьми в зале.
— Музеям необходимо сделать ставку на самые яркие проекты, отказавшись от всего, что сегодня не приоритетно и излишне затратно; провести тотальную дезинфекцию всех помещений, причем в несколько этапов; произвести закупки всех необходимых средств защиты сотрудников и посетителей, — сообщила замминистра.
Кроме того, отметила она, все публичные помещения будут снабжены информационными табличками, санитайзерами и соответствующей разметкой по всему пути следования посетителей — от входа до выхода, а система санитарной безопасности — неоднократно протестирована.
В качестве «пилотного» музея, на котором будут опробованы эти меры, Минкультуры выбрало ГМИИ им. А.С. Пушкина. По словам Аллы Маниловой, директор Пушкинского Марина Лошак предложила четкое видение движения по всем этапам, предусмотренным дорожной картой, а все ее заместители и руководители направлений теперь закреплены за конкретными блоками задач.
— Пока не будет создана вакцина от коронавируса, нам придется работать в новом режиме, с целым рядом предосторожностей, — поделилась с «Известиями» Марина Лошак. — На первом этапе в музей будут пускать ограниченное число людей по предварительной регистрации. Они все должны быть снабжены масками и перчатками, на входе будем всем измерять температуру.
Изменится и состав сотрудников. Директор ГМИИ сообщила, что среди смотрителей в период сохранения эпидемиологической угрозы не будет людей «третьего возраста». Минкультуры уточняет, что Пушкинский «намерен исключить дежурство в выставочных залах смотрителей старше 65 лет, предусмотрев для них другие участки работы». Предложение музея о том, что возраст работников гардероба, которые физически контактируют с посетителями, сейчас не должен превышать 60 лет, Алла Манилова считает «абсолютно здравым».
Процесс выхода из карантина будет плавным и долгим, предупреждает директор Русского музея Владимир Гусев. И без ограничения посещаемости не обойтись. Но вопрос, как обеспечить соблюдение социальной дистанции в самих залах, остается открытым.
— Один зал вмещает 50 человек, а соседний, допустим, 10. Что с этим делать? Где создавать зоны накопления посетителей, чтобы они не сталкивались? Кто будет регулировать зрительский поток? Ведь человек привык к свободному перемещению по музею. Заинтересовался картиной на противоположной стене — двинулся к ней, — размышляет Владимир Гусев.
Проблема еще и в пресловутых очередях на улице. У музея нет возможности контролировать расстояние между ожидающими входа, предупреждает директор.
Немного проще ситуация в музеях со свободной планировкой. Так, Санкт-Петербургский манеж, единое пространство которого застраивается под каждый новый проект, будет создавать первую послекарантинную выставку уже со специальной разметкой, чтобы помочь посетителям соблюдать дистанцию. А вот необходимость измерения температуры на входе — пока под вопросом.
— Совместно с комитетом по культуре Санкт-Петербурга мы начали обсуждать программу плавного выхода из карантина. Мы думаем о новых стандартах безопасности, скажем, насколько оправданно будет измерять температуру посетителей при входе. Со специалистами обсуждаем сейчас санитарные рекомендации. Очевидно, что будут проводиться более частые и более тщательные уборка и дезинфекция помещений, — сообщил «Известиям» директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара.
Схожие меры планируют принять и частные институции. Так, московский Музей AZ собирается ввести двухчасовые сеансы, на которых экспозицию смогут посмотреть 20–25 человек одновременно — разумеется, в масках. Такая деятельность будет убыточной, признает основатель и гендиректор AZ Наталия Опалева. Но помочь людям вернуться к привычной жизни, включающей посещение выставок, — важнее. Марина Лошак называет это «социокультурным долгом».
— Конечно, такая работа для ГМИИ абсолютно нерентабельна. Заработать на этом денег музей не сможет, его содержание будет стоить больше. Но музеи для того и существуют, чтобы люди могли в них прийти, — подчеркнула Марина Лошак.
Стоимость билетов, однако, повышать не планируется. Напротив, некоторые музеи уже продают по специальным ценам билеты с открытой датой на весь год вперед. И Министерство культуры поддерживает такую ценовую политику.
Впрочем, для некоторых институций работа с ограничениями по численности посетителей все равно выгоднее, чем полный простой. По словам Павла Пригара, даже небольшой доход, который «Манежу» принесет деятельность в таком режиме, облегчит жизнь. Схожего мнения придерживается и Ольга Таратынова, директор Музея-заповедника «Царское Село».
— Сейчас, в режиме самоизоляции, мы не зарабатываем ничего. В период карантина мы предельно минимизировали затраты, но даже при этих условиях содержание нашего музея с множеством объектов и огромной территорией стоит 600 тыс. рублей в день. Мы эти деньги пока берем из тех, что заработали в прошлый высокий сезон. Понятно, что ресурсы, мягко говоря, не бесконечны. Поэтому даже если придется ограничивать число посетителей, всё равно это для нас возможность выйти из такой тяжелой убыточной ситуации, — объясняет Ольга Таратынова.
Так или иначе, Министерство культуры рекомендует при первой возможности возобновить работу в ограниченном формате, а не ждать полного окончания пандемии. Это уже начало возвращения к нормальной музейной жизни, хотя и в новых обстоятельствах, отмечают в ведомстве. Оно же будет решать совместно с главами регионов и Роспотребнадзором, когда можно будет дать зеленый свет.
А вот как сделать так, чтобы публика комфортно чувствовала себя в выставочных залах, пока не знает, похоже, никто.
— Визит в музей все-таки должен быть исключительным эмоциональным событием. Мне бы не хотелось, чтобы люди чувствовали себя в больнице и осторожным шагом гуськом ходили за экскурсоводом, — отметила Марина Лошак.
Директор сравнивает обстоятельства будущей работы с перформансом. И, похоже, это первый перформанс, который объединит все музеи страны. А когда он начнется и закончится, не знают даже сами «организаторы».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков