Новый Визовый кодекс Евросоюза начал преподносить «сюрпризы»: в мае туристка из Москвы Татьяна К. не смогла вылететь в Швейцарию вместе с 10-летним ребенком по открытой несколько месяцев назад многократной шенгенской визе. Как рассказала корреспонденту «БАНКО» Татьяна, мультивизу она открывала в 2009 году, когда нового Визового кодекса еще не было. Поскольку ребенок был вписан в ее заграничный паспорт, ей была вклеена одна марка, дающая право на въезд в Шенгенскую зону ей и дочке. Однако 8 мая на стойке регистрации сотрудники Swiss Air сообщили Татьяне, что дочку взять за рубеж в этот раз она не сможет – по новым правилам, ребенку нужна отдельная виза… Корреспондент «БАНКО» обратился за комментариями в московское представительство Swiss Air, но там лишь сообщили, что причин «недопуска» может быть несколько, в частности, имеет значение то, какой страной была выдана мультивиза. Однако сейчас, спустя пару недель после инцидента, установить причину отказа не представляется возможным. Кроме того, там подчеркнули, что нередко пассажиры превышают количество дней пребывания в Шенгене по многократной визе, и посоветовали туристам каждый раз обращать на это внимание. Георгий Мохов, генеральный директор ЮА «Персона Грата», пояснил: «Туристы должны соблюдать требования, установленные визовым законодательством на период его действия: поскольку Визовый кодекс вступил в силу 5 апреля 2010 года и в нем указано, что несовершеннолетний должен иметь визу, то этим нормам сегодня и нужно следовать». Эксперт обратил внимание, что формулировка в Визовом кодексе достаточно четкая и именно ее берут на вооружение и сотрудники авиакомпании, и работники пограничной службы. «В то же время у каждой страны есть свои требования, поэтому дать универсальные комментарии по всем странам ЕС нельзя, – подчеркнул он. – Большое значение имеют разъяснения миграционных ведомств европейских стран, и во всех сомнительных случаях лучше заранее прояснить ситуацию». И еще один совет турагентствам: в договоре с туристом нужно указывать, что соблюдение визовых формальностей относится к сфере ответственности клиента.