Страшные итоги круиза выходного дня по Волге "Казань-Булгар-Казань" – из 208 человек удалось спасти менее половины. Из 148 "официальных" туристов в живых остались 50 человек, из 33 членов экипажа – 23. На судне оказалось и 25 незарегистрированных пассажиров, выжили шесть. Информация о состоянии судна и причинах катастрофы даже сутки спустя довольно противоречивая, но некоторые факты говорят сами за себя. Туристический круиз по Волге, во время которого потерпел кораблекрушение теплоход "Булгария", как выяснилось, осуществлялся незаконно: у перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров. Были допущены и другие серьезные нарушения при организации этой поездки. Установлено, например, что "Булгария" уже из Казани вышла с неисправным главным левым двигателем. К тому же у теплохода был заметный правый крен – его причина выясняется. Это было судно экономического класса, большинство кают не были оборудованы кондиционерами, так что в момент катастрофы двери и иллюминаторы судна из-за жары были открыты, и попавшая в них вода ускорила затопление. Следствие признало также недостаточными действия экипажа "Булгарии". В день катастрофы был сильный ветер, гроза, теплоход был не рассчитан на эксплуатацию в плохих погодных условиях, и команде надо было вернуться в порт сразу же или развернуть судно носом к ветру и волнам, чтобы минимизировать силу ветра. На судне в момент катастрофы оказалось 199 человек, хотя мест на нем было 140. Перегруз также мог стать причиной аварии. Напомним, теплоход «Булгария» был построен в Чехословакии в 1955 году по проекту 785. В свое время такие суда активно использовались на реках Европейской части России, и в особенности там, где проход кораблей считается сложным из-за резких поворотов русла. Теплоходы этой серии считались экономными, довольно быстрыми и вместительными, поскольку могли принять более 200 пассажиров. Сейчас их осталось совсем немного, их используют только на самых спокойных маршрутах, в частности, на средней Волге. «Булгария» изначально называлась «Украиной» и курсировала по Волге и Каме. В 2003 году судно было выведено из эксплуатации и простояло без дела семь лет (?!). В феврале 2010 года теплоход переименовали в «Булгарию», с апреля 2010 года его использовала компания «Водофлот» на маршруте Пермь – Саратов. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), теплоход считался судном низкого класса с соответствующим уровнем услуг и стоимости. "По информации Московского речного пароходства, корабль не был серьезно модернизирован. По крайней мере, санузлы были лишь в нескольких каютах, в остальных, в лучшем случае, умывальник. Каюта «люкс» с питанием обходилась в двухдневном туре в 5 тыс. рублей с человека. За место в трюме без питания нужно было заплатить всего 1250 рублей", - рассказала "Интерфакс-Туризму" пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. В Минтрансе, однако, считают, что если морально "Булгария" устарела, то технически – вполне на уровне. Состояние корпуса судна проверялось в 2007 году в Пермском судоремонтном заводе и признано годным. Последний техосмотр теплоход прошел 15 июня этого года, а в период с 2007 по 2011 год значительных замечаний по техническому состоянию судна зафиксировано не было. Более того, и спасательное снаряжение теплохода вполне соответствовало стандартам речного регистра России - на нем были спасательные плоты на 120 человек, две спасательные шлюпки на 36 человек, 165 спасательных жилетов, в том числе 12 детских.. Но, как известно, судно затонуло за три минуты, так что экипаж не успел воспользоваться всем этим арсеналом. Даже шлюпки не были спущены на воду. Правда, официальное утверждение о том, что "Булгария" полностью соответствовала стандартам, вызывает сомнение. Известно, что проблемы у теплохода уже были, и не раз. Например, во время круиза Казань - Пермь - Казань летом этого года у корабля как минимум трижды глохли двигатели, что лишало судно электропитания. Продовольственное снабжение "Булгарии" было настолько плохим, что к концу плавания на нем не хватало даже хлеба, который приходилось закупать на остановках. Как пишет "Интерфакс", это не мешало оператору - с 2011 г. им стало казанское ООО "АргоРечТур" - заявлять о полной исправности корабля. Согласно нормативам, столь ветхие суда должны были ежегодно проходить проверку, в том числе и силовых установок. "Все в порядке было с теплоходом. По регистровым документам все в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штормовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма", - заявила порталу "Интерфакс-Поволжье" директор компании "Аргоречтур" Светлана Инякина. Между тем, вторник, 12 июля, объявлен в России Днем национального траура по погибшим в результате крушения теплохода "Булгария". "Мною принято решение объявить завтрашний день Днем национального траура", - сообщил президент РФ Дмитрий Медведев в понедельник на совещании в Горках, посвященном катастрофе теплохода "Булгария". Глава государства выразил соболезнования всем близким погибших. Смотрите оригинал материала на http://www.interfax.ru/tourism/tourisminf.asp?sec=1466&id=198745