В начале сентября на острове Ольхон озера Байкал прошли съемки музыкальной сказки-притчи для детей и для взрослых «Билет на Божественную комедию» режиссера, актера, музыканта и хореографа Антона Адасинского.
Съемки состоялись при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и в сотрудничестве с III Международным фестивалем-резиденцией современного искусства RADI SVETA: BAIKAL, органично вписавшись в фестиваль, ежегодно демонстрирующий арт-проекты на стыке современных театральных практик, науки и цифровых технологий.
Ключевую сцену фильма, когда в разгар циркового представления клоуны ломают Мировые часы, сняли в старинном полуразрушенном цирке-шапито, который пришлось восстанавливать. «Реанимацией» объекта занимались художник-постановщик фильма Елена Яровая и декоратор Евгения Пархоменко, а также команда проекта, приехавшая на остров.
«Работали всей нашей небольшой командой два дня. Большую помощь оказал фестиваль, волонтеры. Совместно мы соорудили цирковую сцену и обшили барьеры. Само цирковое представление сопровождал шумовой оркестр – персонажи-гномы играли на вымышленных музыкальных инструментах, которые режиссер нашел на близлежащей свалке металлоконструкций. На съемках не обошлось и без импровизации – очень многое было придумано, сделано и снято на месте. Например, островное «кладбище кораблей» вдохновило режиссера и оператора на комбинирование съемок морского путешествия главного героя с разрушенными, ржавыми кораблями. Хотя решение было неожиданным, оно в полной мере соответствует замыслу картины», – рассказывает продюсер Анастасия Разлогова.
Действие фильма происходит в городе Тишинск, где живет главный герой, именно отсюда начнется его путешествие. Одну из городских сцен сняли также на берегу Байкала.
«Сначала я представлял себе Тишинск как скучный пригород со стандартными новостройками. Но на Ольхоне мы наткнулись на заброшенный отель на берегу озера – симметричные дома геометрически правильной планировки. Противоречие между этой выверенностью и скупостью архитектуры и вольным простором Байкала – это любопытный нонсенс. В этом пейзаже я увидел Тишинск. Этот отстроенный отель никому не понравился и никогда не функционировал, более того – его собираются сносить, но мы успели запечатлеть его в нашем фильме, – говорит Антон Адасинский. – Было снято много незапланированных сцен для фильма на Ольхоне – сам остров и силы природы, казалось, вдохновляли нас: рассветы, закаты, ветры, штормы, отблески в воде, радуга… Достаточно было просто проехать на катере вдоль берега. Что-то приходилось менять в процессе: например, сцену с часовой стрелкой от Мировых часов мы решили переснять с солнечным светом, заметив, насколько первые рассветные лучи выигрывают по силе и энергетике у прожекторов».
Дополнительным экспериментом съемок на Байкале было решение режиссера снимать сцену в цирке с неподготовленными актерами, участниками образовательной программы фестиваля RADI SVETA: BAIKAL. Часть претендентов на роли клоунов и гномов Антон Адасинский выбрал дистанционно, артисты присылали ему самопробы. Однако на острове, после индивидуальной работы с перформерами, состав актерской группы изменился. Роли клоунов – Бима и Бома – исполнили Максим Хрычев и Андрей Мехонцев, сразу две роли – дерзкого будильника и конферансье цирка – сыграла Оксана Погребняк, для которой сшили специальный костюм-трансформер. У всех актеров был сложный грим и особая хореография. Остальные участники и гости фестиваля, и даже местные жители, всего около 50 человек, смогли сыграть роли зрителей циркового представления, яркой частью которого стало файер-шоу, заправляла им опытный специалист по работе с огнем Наталья Батурина. Все участники съемок стали свидетелями не только светового, но и огненного шоу и фейерверков.
«Мое первое знакомство с Антоном Александровичем случилось на выставке Славы Полунина, на ней он проводил мастер-классы. Меня впечатлил его подход, так что, отправляясь на Ольхон, я с нетерпением ждал встречи для того, чтобы усвоить пройденное и получить новые знания. Я знал, что Антон Александрович собирается снимать эпизоды к своему фильму, так как одно из заданий нам, было снять визитку, но я даже не предполагал, что история повернется таким образом. После просмотра визиток он утвердил совершенно других актеров, а по приезде на место произошло чудо, он устроил настоящие цирковые «гладиаторские бои». В тот момент, на арене цирка, я не понимал, что он смотрит на нас, как на потенциальных исполнителей клоунов в своем фильме, а просто делал то, что он говорил, потому что приехал именно за опытом. Неожиданное утверждение на роль Бома, совместная работа с Антоном Александровичем и моими партнерами Максимом и Оксаной, – это чудо. Я благодарен за сказочный опыт. На этот промежуток время остановилось и не хотелось его запускать вновь», – вспоминает Андрей Мехонцев, исполнивший роль клоуна Бома.
«Я поехала перформером на фестиваль RADI SVETA и знала, что в это же время будут проходить съемки фильма. В прошлом году мы уже работали с Антоном Александровичем, делали перформанс "Евангелие от Иеронима", я была поражена тем, как он с нами взаимодействовал: кропотливая работа над собой, над своим телом, над своим развитием. Я помню, что загадала желание – еще раз поработать с Антоном Адасинским. И если ты загадываешь желание на Байкале, то оно обязательно сбывается. Вот и моё сбылось. Я исполнила роли Будильника и ведущего-конферансье. Было волнительно, но мы записали с двух дублей. Процесс работы был очень увлекательный, я чувствовала себя очень свободно. На площадке царила гармония и понимание. Счастье, что я стала частью этого процесса», – делится своими впечатлениями от съемок Оксана Погребняк.
Главные роли в картине «Билет на Божественную комедию» исполняют сыновья Антона Адасинского – Давид и Артур. Они играют бесстрашных детей, которых в фильме ждет много испытаний и приключений. Песни споют дети из Музыкального театра детей Марины Ланда и Сергея Васильева. Музыка - трубач-виртуоз Вячеслав Гайворонский и группа Антона Адасинского «Positive Band».
Проект создается при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, благодаря которому стали возможны не только съемки на Байкале, но и программа продвижения фильма среди детской и семейной аудитории.
В рамках проекта Президентского гранта фонда культурных инициатив запланированы эксклюзивные показы фрагментов, снятых на Ольхоне, для прессы и зрителей. Презентации фильма и встречи с творческой группой проекта, на которых режиссер и актеры расскажут о съемках, пройдут в Москве, в Санкт-Петербурге, а также в Улан-Удэ, Сочи и нескольких других городах. Ближайшая встреча – 2 ноября 2022 г. в Центральном доме кинематографистов в Москве.
О фильме
В фильме тема «Божественной комедии» Данте переплетается с реальностью. Маленький мальчик Давид отправился на поиски Мировых часов, которые разбились. На планете из-за этого все замедлилось. Давид встретил странного часовщика, похожего на длинную минутную стрелку, который подсказал ему дорогу к тайной карте. Мальчик взял с собой волшебные ноты и отправился в долгое и опасное путешествие. Он прошел город Ленивых, село Трусливых, деревню Обжор – и много других мест, отражающих человеческие пороки. Однако ему не были страшны ни испытания, ни сами пороки, ни любые другие трудности, ведь у него есть Детство и Музыка. Собрав все необходимое для циферблата Мировых часов и добравшись до цели, мальчик задается вопросами – стоит ли чинить Время, стоит ли спешить взрослеть?
Фильм «Билет на Божественную комедию» представляет собой уникальное соединение кино, театра и видеоарта, и раскрывает сложные философские вопросы в необычной форме сказки-мюзикла. Картина режиссера Антона Адасинского ориентируется на традиции советских музыкальных фильмов и расскажет детям в игровой форме о человеческих пороках и цене времени.
О режиссере-постановщике
Антон Адасинский – танцовщик, хореограф, музыкант, актер кино и режиссер-постановщик, основатель театра DEREVO. Обучался в театре-студии Вячеслава Полунина, работал в составе «Лицедеев». В 2001 году исполнил роль Дроссельмейера в балете «Щелкунчик» Мариинского театра (постановка Михаила Шемякина). В 2013 году отмечен премией Ника за роль Мефистофеля в фильме Александра Сокурова «Фауст». Сама картина удостоилась и главного приза Венецианского фестиваля. Одни из самых известных актерских работ Адасинского – «Викинг» Андрея Кравчука, «Ради нескольких строчек» Александра Рогожкина, «ВМаяковский» Александра Шейна, «Бонус» Валерии Гай Германики и «Лето» Кирилла Серебренникова. Его дебютным режиссерским проектом стал фэнтези-фильм «Юг. Граница»
«Билет на Божественную комедию» (6+)
Релиз: декабрь 2023
Хронометраж: 90 мин.
Режиссер-постановщик: Антон Адасинский
Авторы сценария: Антон Адасинский, Елена Яровая
Продюсеры: Анастасия Разлогова, Дмитрий Никитин, Антон Адасинский
Производство: Продюсерская компания Анастасии Разлоговой, Смарт-Фильм-Медиа
Оператор: Андрей Гладких
Художник: Елена Яровая
Композитор: Антон Адасинский, Вячеслав Гайворонский
В ролях: Антон Адасинский, Давид Адасинский, Артур Адасинский, Михаил Шемякин, Слава Полунин, Ольга Лапшина
Слоган: Дети не всех возьмут в будущее.
Синопсис
Сказка-притча для детей и взрослых, где тема «Божественной комедии» Данте переплетается с реальностью. Только Дети и Птицы могут добраться до места, где сломались Мировые часы. Взяв с собой волшебные ноты, они, пройдя сквозь все невзгоды и преграды, окажутся у цели. Но надо ли чинить Время? Может, не спешить взрослеть?
Трейлер:
Антон Адасинский о фильме:
Фото «ПрофиСинема»