Среди гостей шахматного турнира на кубок Минстроя в августе 2015 года был Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента, а по совместительству председатель попечительского совета Российской шахматной федерации. На турнире Песков сфотографировался с высокой блондинкой в льняном платье — предпринимательницей Инной Бельтюковой, ее картины из серии «Бизнес-Аллегории» в те дни как раз выставлялись в «Президент-Отеле». Одна из работ, «Стагнация», стала фоном для памятной фотосъемки — на картине изображена голова раненого тигра, у которого уже нет сил, но в глазах еще светится ярость.«Вслед за стагнацией обязательно наступает подъем, — говорит Инна Бельтюкова в интервью Forbes. — Сейчас я точно знаю, что успех — это два раза упасть и три раза подняться».
Предпринимательнице не откажешь в упорстве. Первый их с мужем бизнес, компания «Инна Тур», в 2002 году отошел структурам холдинга «Гута». Через восемь лет обанкротилось второе детище, «Капитал Тур». Из депрессии, признается Бельтюкова, ее вытащила живопись.
Теперь она снова в турбизнесе — развивает проект Bookinna по онлайн-продаже авиабилетов и отелей в едином пакете. Удастся ли достичь масштаба прошлых проектов?
В сентябре 1991 года американский городок Либерти (штат Миссури) отмечал праздник осени. Эффектная блондинка разбрасывала из кабриолета конфеты для детей. Поездка в США запомнилась Бельтюковой (это была она) не только участием в городском параде. Она изучала экономику туризма в МГУ, защитила кандидатскую, но месяц стажировки в агентстве Moon Travel перевернул ее представления о турбизнесе. Американские агентства, в отличие от российских, были высокотехнологичными и универсальными — продавали и путевки, и авиабилеты. Эту модель они с мужем Игорем Бельтюковым и решили внедрять в России, основав собственное агентство.
В «Инна Тур» в 1992 году работало всего четыре человека. На старт бизнеса супруги взяли $25 000, заложив однокомнатную квартиру. Долг вернули через полгода. «Это был самый расцвет туротрасли, бизнес рос вместе с рынком — немного вкладываешь и много зарабатываешь», — подтверждает главный редактор издания HotLine.Travel Татьяна Дмитрова.
Когда рухнул «железный занавес», турпоток за рубеж рос на 40–50% в год. Вывозить туристов помимо существовавших еще в СССР «Интуриста» и «Спутника» начали и частные фирмы. Всем им нужен был доступ к авиабилетам. Из советского монополиста — «Аэрофлота» — выделилось тогда около 400 авиакомпаний. Их билеты агенты выкупали у Транспортно-клиринговой палаты (ТКП). Председатель совета директоров ТКП Сергей Ильичев в разговоре с Forbes вспоминает первую встречу с Бельтюковой. «Уже тогда у нее был стиль, был бренд и была «касса», — говорит Ильичев. Он и сам обращался в «Инну», когда собирался с семьей на отдых, но скидок не просил, чтобы не быть обязанным.
«Стагнация». Картина Инны Бельтюковой из серии «Бизнес-Аллегории»
О заграничных рейсах турагентства договаривались с авиакомпаниями напрямую. «В то время контакты с авиаперевозчиками определяли судьбу оператора», — замечает гендиректор туроператора «Библио-Глобус» Александр Туголуков. В 1990-х «Аэрофлот» доминировал на рынке, но стать агентом было сложно — «Библио-Глобус» в итоге работал с «Домодедовскими авиалиниями», «Красэйр» и др. Бельтюкова договорилась с «Аэрофлотом». «В те времена было важно дружить не только с руководством, но и со средним звеном, чтобы иметь доступ к местам, к системам бронирования, — вспоминает глава одной из туристических компаний, который работал в то время с «Аэрофлотом». — Ни о каких взятках речь не шла. Предоставляли льготы и скидки на путевки, обычно за счет принимающей стороны». Авиаперевозчик от комментариев отказался.
«Инна Тур» стала лидирующим агентом «Аэрофлота» при гендиректоре Владимире Тихонове. В конце 1995 года у руля встала «команда Березовского»:Николай Глушков, Александр Красненкер, Леонид Ицков. «Логовазовцы мало понимали в авиации, но, чтобы поднять «Аэрофлот», предпринимали агрессивные действия, наращивали объемы, — вспоминает бывший сотрудник «Инна Тур». — Инна воспользовалась этой политикой».
Рисковать Бельтюкова не боялась. Однажды, как вспоминает бывший сотрудник, на коллег наехали «люберецкие».
«Инна сама поехала на «стрелку», защищала свой бизнес не хуже, чем вооруженный до зубов мужчина», — вспоминает он.
Вскоре начальником службы безопасности в компанию взяли экс-охранника Эдуарда Шеварднадзе.
Компания Бельтюковых стала крупнейшим на рынке билетным консолидатором, проще говоря, оптовиком. Чтобы получить от авиакомпании льготную цену в Тунис или Париж, Бельтюковы брали на себя обязательства загружать туристами пустые и полупустые регулярные рейсы — например, ночные. Продажа билетов обеспечивала 70–80% выручки «Инна Тур», которая в 2000 году составила около $40 млн.
В октябре 2002 года Бельтюкова отмечала день рождения и 10-летие «Инна Тур». На сцену театрального центра на Дубровке она поднималась в пурпурном бархатном платье как триумфатор. После ее речи гостей ждал модный тогда мюзикл «Норд-Ост». Через четыре дня в том же зале боевики Мовсара Бараева взяли в заложники более 900 человек. «Мы гуляли на пороховой бочке, это как знак судьбы был, что начинается черная полоса», — вспоминает Бельтюкова. Меньше чем через два месяца Бельтюковы покинули собственную компанию из-за конфликта интересов с акционерами холдинга «Гута», владевшего на тот момент 75%-ным пакетом туроператора.
Почему так получилось? Однажды высокопоставленный сотрудник «Аэрофлота» посоветовал Бельтюковым подумать об административном ресурсе: мол, как только бизнес вырастает, его как гриб срезают. Встретив как-то на выставке своего одноклассника, топ-менеджера «Гута-Страхования», Бельтюков узнал от него об интересе холдинга к туризму. В сентябре 2000 года структуры холдинга «Гута» купили 51% «Инна Тур» — это была первая в истории отечественной туриндустрии крупная сделка с инвестором. Бельтюковы переехали в пафосный офис на Мясницкой, где сидело правление «Гуты». Перед основателями акционеры поставили две задачи: увеличить выручку за два года в два раза и привлечь стратегического инвестора.
Выручка за два года выросла в три раза, а самым желанным стратегом для «Инна Тур» была компания TUI — крупнейший туристический концерн Европы. Те ответили взаимностью. «У туроператоров в России не было ни своих самолетов, ни гостиниц, — вспоминает Тибериус Браун, в то время глава представительства TUI в России. — Был только человеческий фактор — инициатива, умение налаживать контакты. У Инны все это было».
К октябрю 2002 года немцы провели due diligence и подготовили документы. Но вскоре мажоритарные акционеры «Инна Тур» сообщили, что не заинтересованы в сделке. «TUI нужен был контрольный пакет, а «Гута» хотела сохранить пакет за собой, — вспоминает Тибериус Браун. — Мы были удивлены — отказать №1 в мире? Но решили: о’кей, пусть идут своим путем». «С того момента у нас началось недопонимание с акционерами», — говорит Бельтюкова.
Как раз в то время «Инна» впервые столкнулась с убытками от чартерных рейсов. «В день ставилось по три самолета в Египет, они продавались как автобусы. Был риск безумнейший, — вспоминает бывший сотрудник «Инны». — Акционеры видели большие обороты, но не видели денег. На фоне их остального бизнеса — шоколадного, строительного, страхового — туризм был низкорентабельным и не таким интересным».
В декабре 2002 года Бельтюковых, которые были на елке у дочери, срочно вызвали на совещание, где объявили, что пост гендиректора передают менеджеру «Гуты».
«В тот же день мы покинули компанию, которой отдали 10 лет жизни, не стали мучить ни себя, ни партнеров», — вспоминает Бельтюкова.
«Мы абсолютно мирно разошлись, — говорит в интервью Forbes один из топ-менеджеров «Гуты». — У Бельтюковых были свои взгляды на развитие бизнеса, а у группы — свои. Есть корпоративные стандарты, которые для среднего бизнеса не подходят». Финансовые условия расставания стороны не разглашают. Год спустя «Гута» продала билетный бизнес конкурирующей компании «Вип-Сервис» за $3,5 млн.
Летом 2003 года в гостинице «Космос» появился новый арендатор — туркомпания «Капитал Тур». В конце коридора располагались кабинеты гендиректора Инны Бельтюковой и президента Игоря Бельтюкова, а по бокам — офисы с вывесками «Франция», «Доминиканская Республика», «Тунис», «Египет». Бельтюковы создали многопрофильного туроператора, каждый из 14 департаментов отвечал за свое направление. Идея в то время была революционной: обычно компании специализировались на 2–3 странах. «На нас ставили, сколько мы протянем, а через несколько лет к такой схеме пришли и все остальные», — говорит основательница «Капитал Тура».
Бельтюковы начали бизнес вместе с Милой Гранник, владелицей американской турфирмы Sunrise. Благодаря связям Гранник запустили первый чартер в Доминикану. Конкуренты считали, что Гранник инвестировала в «Капитал-Тур» деньги, но Бельтюковы говорят, что это не так. Стартовым капиталом, по их словам, стали $400 000, полученные в Объединенном банке (ОКБ), где держал счета их партнер «Аэрофлот». Через год, в 2005 году, Гранник продала свою долю в «Капитал—туре», переехала в США и посвятила себя семье (на вопросы Forbes Гранник не ответила).
В первый же год работы «Капитал Тур» обслужил 40 000 клиентов, продав им путевки на $40 млн. И с каждым годом оборот удваивался. В 2000-х рынок рос стремительно. Впереди оказывался тот, кто быстрее внедрял новые технологии работы, отмечает Сергей Кулько, руководитель сети туристических бюро «Спутник», один из партнеров Бельтюковых.
«Компания была одной из самых технологичных на рынке, этим она нас и привлекла, — замечает Кулько. — Инна выступает новатором во многих вещах».
В 2006 году Бельтюковы возобновили переговоры с TUI. Тогда же «Капитал Туром» заинтересовался холдинг АФК «Система» Владимира Евтушенкова 35, куда входил «Интурист». «У «Интуриста» исторически бизнес был принимающий, нашей задачей было это апгрейдить и развивать выездной, в этом контексте мы и рассматривали «Капитал Тур», — вспоминает бывший первый вице-президент АФК «Система» Леван Васадзе.
По словам Бельтюковой, «Система» предлагала обмен акций, позицию вице-президента и $3 млн. «Мы не приняли предложение. Я была запрограммирована на TUI. Кроме того, взыграли амбиции — я не готова была на приставку «вице», — с сожалением вспоминает теперь Бельтюкова.
Бельтюковы должны были подписать сделку с холдингом TUI в сентябре 2006 года. Но за неделю до намеченного срока TUI отправила в отставку Франца Лайтнера, курировавшего Восточную Европу, Россию, Украину. Все сделки были заморожены, вспоминает Браун.
Звонок под Новый год от менеджеров TUI, готовой вернуться к переговорам, застал Бельтюковых в Африке, где они отдыхали со своими коллегами-агентами. Владельцы «Капитала», довольные итогами 2006 года, решили, что теперь могут сами диктовать условия: выручка за год выросла в два раза, можно и пересмотреть параметры сделки. В итоге партнером TUI в России стала S-Group Capital Management Алексея Мордашова 5.
В 2008 году «Капитал Тур» стал одной из крупнейших компаний на рынке — оборот составил $650 млн, за границу вывезли 1,9 млн человек. Бельтюковы начали самостоятельную охоту на инвесторов. В 2008 году их в качестве своей первой сделки рассматривал Леван Васадзе, основавший фонд Prometheus Capital. Он даже приглашал Бельтюковых в гости в Грузию на свой завод шампанских вин, но тут внезапно началась война и Бельтюковы едва успели вернуться в Москву последним рейсом. В конце концов фонд сделал выбор в пользу торговли товарами для животных (сети «38 попугаев» и «Бетховен»). «Выездной туризм не был устойчивой к кризису отраслью, а мы искали что-то пуленепробиваемое», — объясняет Васадзе. Но он по-прежнему считает Инну Бельтюкову харизматичным и пробивным предпринимателем, которого сложно сломить.
http://www.forbes.ru/kompanii/potrebitelskii-rynok/307423-bilet-v-odin-k...