Об этом на очередном заседании правления некоммерческого партнерства «Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА)» сообщил его руководитель Сергей Борисов. Еще 31 августа министр экономического развития Эльвира Набиуллина подписала приказ № 398 «Об утверждении положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия», который предусматривает определенные изменения в порядке подготовки Минэкономразвития заключений на проекты нормативных актов, подготовленных министерствами и ведомствами для утверждения в пределах своей компетенции с последующей их государственной регистрацией. В министерстве создан соответствующий департамент регулирующего воздействия. На сайте Минэкономразвития говорится, что «оценка регулирующего воздействия введена в качестве самостоятельного элемента в процесс подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов постановлением правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 336 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации». Цель этой процедуры – установить, были ли при подготовке проекта нормативного правового акта тщательно изучены все возможные последствия и риски введения регулирования, рассчитаны ли положительные эффекты от регулирования и соотнесены ли они с затратами для бюджета, субъектов предпринимательской и иной деятельности и потребителей, а главное – существует ли причинно-следственная связь между введением регулирования и решением проблемы, для устранения которой такое регулирование предлагается». В соответствующем приказе Минэкономразвития говорится, что эта процедура будет применяться к проектам нормативных актов, регулирующих отношения в области: - организации и осуществления государственного контроля (надзора); - установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции; - оценки соответствия; - безопасности процессов производства. Оценка производится «в целях выявления в проекте нормативного акта положений, которые: - вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности или способствуют их введению; - способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности; - способствуют возникновению необоснованных расходов всех уровней бюджетной системы РФ». Как будет проходить оценка регулирующего воздействия? Поступающие на заключение в департамент проекты нормативных актов в течение пяти дней будут проходить предварительную оценку. Затем в течение 20 дней – углубленную. И еще 5 дней отводится на подготовку проекта самого заключения. При этом и сам проект документа, и проект заключения на него будут публиковаться на сайте департамента. И свои предложения, и замечания к ним будут вносить такие предпринимательские объединения, как «Опора», ТПП, РСПП и другие. Не исключена такая возможность и для самих участников рынка. Только, как отметил Сергей Борисов, это должны быть не просто рассуждения о том, что хорошо для бизнеса, а что плохо. Необходимы юридически выверенные формулировки по поводу того, что конкретно предлагается, и обоснованные расчеты. А в первую очередь – реальная оценка последствий предлагаемых властью административных новаций с точки зрения увеличения издержек бизнеса и стоимости конечной продукции (товаров и услуг) для потребителя. По словам директора департамента оценки регулирующего воздействия Алексея Херсонцева, за два месяца существования этого подразделения его специалистами были подготовлены заключения более чем по сорока проектам нормативных актов. Какие перспективы открываются в связи с активизацией работы в области регулирующего воздействия на бизнес Минэкономразвития? С этим вопросом мы обратились к члену президиума НП «Опора», президенту РСТ Сергею Шпилько. «Дело, несомненно, важное, хотя бы потому, что более 30 специалистов Минэкономразвития будут делать то, чего так часто пытаются избежать министерства и ведомства, а именно – оценивать последствия принимаемых ими решений для бизнеса и потребителей, – сказал г-н Шпилько. – Не менее важна сама публикация проектов ведомственных нормативных актов, поскольку распространенный аппаратный прием – «не светить» очередной документ до его регистрации в Минюсте, особенно если он может вызвать неоднозначную реакцию бизнеса и общественности». Другое дело, что участие в подготовке таких заключений требует от предпринимательских объединений оперативного сбора информации, которой зачастую располагают только участники рынка, и привлечения специалистов – юристов, экономистов, аудиторов и других. «Получается, что власть занимается нормотворчеством за деньги госбюджета, а бизнес должен ей при необходимости оппонировать за свой счет. В этом смысле разрешение разногласий между бизнесом и властью на стадии подготовки нормативных актов становится своего рода полем для дискуссий специалистов, нанятых с той и другой стороны. На голом энтузиазме такие баталии не выиграть», – считает Сергей Шпилько. И все же, по мнению главы РСТ, создание департамента оценки регулирующего воздействия – это еще один шанс для бизнеса, чтобы отстаивать свои интересы. Но использован он будет лишь в том случае, если бизнес готов активно участвовать в подготовке соответствующих заключений, предоставляя своих экспертов и информацию, необходимую для обоснования своей позиции.