В ближайшие 3-5 лет дешевых авиабилетов не будет: у авиакомпаний огромные долги, кредиты, и все это надо компенсировать. Но главная проблема – резкое снижение пассажиропотока, которое нас ожидает после восстановления авиасообщения.
Самолеты будут летать недозагруженными, соответственно перевозчики, определяя цену одного кресла, будут делить стоимость перелета не на 90% «прежней» средней загрузки, а на посткоронавирусные 50-60%. В итоге каждый билет будет стоит дороже, чем сейчас, сообщил в эфире «Эхо Москвы» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
В прошлом году гражданская авиация России перевезла 128 млн пассажиров, то есть в среднем по 10 млн в месяц. А сейчас уже второй месяц самолеты стоят на земле. По словам Романа Гусарова, в апреле из зарубежных рейсов выполнялись только вывозные рейсы, а также сильно урезана внутренняя перевозка. Авиакомпании должны вернуть деньги за огромное количество билетов. «Этих денег нет. Сегодня у авиакомпаний нет денег и на зарплату сотрудникам. Авиационный бизнес – дорогостоящий, ресурсоемкий, но при этом очень низкомаржинальный. То есть прибыль – копейки, а деньги вращаются гигантские», – сказал эксперт.
Самолеты авиакомпании не покупают, а берут в лизинг на 10-15 лет. Ежемесячный платеж, независимо от того, стоит самолет или летает, должен быть выплачен. Авиакомпании, особенно крупные, у которых современный парк воздушных судов, дорогие самолеты, несут огромные издержки еще и за счет трат на содержание своего парка, оплату стоянки в аэропорту, охраны. Вторая статья расходов – персонал.
По словам г-на Гусарова, говорить о восстановлении более-менее нормального авиасообщения можно будет только к весне 2021 года – к началу весенне-летней навигации и туристического сезона. «Никто сейчас не понимает, что нас ждет и сколько авиаперевозчиков может обанкротиться, – говорит г-н Гусаров. – Причем, они будут банкротиться не из-за того, что сейчас стоят на земле, а потому что летать будут полупустыми и генерировать убытки. Многое зависит от государства, какая будет помощь и кому – всем или избранным. Например, российские власти в мае согласовали помощь авиакомпаниям почти на 23,5 млрд рублей. Но во втором квартале 2019 года, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, расходы перевозчиков на зарплату, лизинг самолетов и аэропортовые сборы составили 170 млрд рублей, то есть в семь раз больше».
Выход из нынешнего кризиса для авиакомпаний будет долгим из-за проблем глобальной экономики в целом и российской в частности. По умеренным прогнозам, пассажиропоток сократится примерно на 50%. Это означает, что половина провозных емкостей у российских перевозчиков будет просто лишняя. А восстановительный рост, по расчетам ГосНИИ гражданской авиации, в ближайшие годы не будет превышать 10% в год. Значит к уровню 2019 года по пассажиропотоку российские перевозчики вернутся не раньше 2024 года.
Хуже всех в этой ситуации придется низкобюджетным авиакомпаниям. В кризис первыми начинают экономить люди с низким достатком, то есть как их клиенты. «Вспомним 2015 год, когда западные лоукост-перевозчики вынуждены были уйти с российского рынка, поскольку исчез платежеспособный спрос. То же самое произойдет и сейчас», – пояснил Роман Гусаров. После нынешней пандемии людям с невысокими доходами будет не до путешествий, не до сферы услуг. Лоукостеры не смогут летать, так как их бизнес-модель строится практически на стопроцентных продажах. Если речь идет о загрузке менее 90%, лоукост-сегмент уже нерентабелен.
«На внутренних линиях будет та же проблема, будут летать полузагруженные самолеты, лоукостерам придется поднимать цены. Как только цена приблизится к стоимости классической авиакомпании, пассажир сразу поймет, что лучше заплатить на 500 рублей больше, но полететь с комфортом», – пояснил Роман Гусаров.
По статистике 2019 года, группа «Аэрофлота», включая «Россию», «Победу» и «Аврору», выполняет почти 50% всех авиаперевозок в России. Соответственно, если пассажиропоток на 50% сократится, то пассажиров останется только на группу «Аэрофлота».
Фото: news.myseldon.com