Закон что дышло. Ч. 3. Практическое занятие
Пока наши законадатели представляют себе туризм, как деятельность, связанную с турпродуктом - его формирование, продвижение и реализацию, именно турпродукт, оставаясь ключевым понятием закона, является и главным камнем преткновения.
Что мы можем или должны считать турпродуктом? Подходит ли данное в законе определение турпродукта под разные виды туризма - выездной, внутренний, въездной?
Чтобы не отвечать на эти вопросы эмоционально и бездоказательно, мне придется привести много примеров туров, отдельных услуг, попытаться их сравнить, прокомментировать. Так что наберитесь терпения.
Но для начала еще раз вспомним, что такое турпродукт:
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
Мне также понадобится несколько понятий, которыми я буду оперировать, поэтому нужно уточнить, что я под ними подразумеваю.
Под "финансовыми рисками" я буду понимать финансовые обязательства туроператора, т.е. обязательные выплаты поставщикам услуг - туроператорами авиакомпаниям, отелям, независимо от успешности продаж, в том числе при отсутствии спроса.
Финансовое состояние не учитывается. Вопрос банкротства и причин, вызывающих его, в равной степени относится и к туроператорам, и к турагентствам.
Важно также определиться с тем, кто будет исполнителем (ответственным) перед нашим потребителем в каждом отдельном случае.
Когда речь идет о турпродукте, то согласно Закону о туризме, исполнитель – туроператор. При этом ответственность несет и турагент, но в части своих обязательств (например, своевременная оплата турпродукта).
В случаях, когда речь заходит об отдельных услугах или их комплексе, то Закон о туризме этот ответ не дает, но ответ есть в «Законе о защите прав потребителей»: исполнителем у нас оказывается та фирма, которая бронирует услугу.
Наше законодательство в некоторых случаях перекладывает ответственность на тех, кто уже непосредственно оказывает эту услугу, например, на авиакомпании и страховые компании.
Если бронируется услуга за рубежом (отель, экскурсионная программа), исполнителем для российского потребителя будет фирма, которая бронирует эту услугу (без всяких фингарантий ответственность будет нести именно она).
И теперь разберем разные варианты.
Что можно считать турпродуктом в выездном туризме?
(Заголовок крайнего правого столбика - Финансовые риски туроператоров).
Что можно считать турпродуктом во внутреннем туризме?
И что такое перевозка для внутреннего туризма?
Это доставка туриста от места проживания к месту начала отдыха, путешествия?
В этом случае у нас еще можно найти турпродукт на внутреннем рынке.
Но бывают и другие варианты:
1. В автобусном туре по Золотому кольцу, который начинается для сибиряка из Москвы, что будет считаться перевозкой – авиаперелет Новосибирск-Москва или весь маршрут на автобусе по туру?
2. Или все-таки передвижения на автобусе из города в город – это трансфер по маршруту?
Если остановиться на втором варианте, то у нас вообще нет внутреннего турпродукта…
Попробую рассмотреть варианты, исходя из п. 1, когда перевозкой будем считать доставку туриста от места проживания к месту начала путешествия.
Наконец,что можно считать турпродуктом во въездном туризме?
Что такое перевозка во въездном туропродукте? Есть ли она в принципе?
В данном случае я не готова привести никакие примеры турпродукта российских туроператоров, которые бы предлагали иностранцам тур, включающий перевозку из их страны в Россию + размещение.
Было бы интересно узнать в комментариях хоть какие-то варианты.
Итак, в табличках вы смогли увидеть разнообразные варианты туров, отдельных услуг и комплекса услуг. Что из этого разнообразия можно считать турпродуктом - вопрос открытый. И, прежде всего, потому что у нас нет в законе четких формулировок, что такое перевозка и трансфер, а индивдуальный туризм находится, по большму счету, вне рамок отраслевого закона, чем я писала в предыдущих блогах.
С формальной точки зрения наземное обслуживание на Камчатке с экскурсионным обслуживанием не соответствует определению турпродукта в законе, так как в нем отсутстует перевозка. А тур с перелетом в Сочи на гарантированных блоках вполне подходит. Значит, для внутреннего тупродукта нужна другая формулировка. Именно эту задачу - дать новую формулировку турпродукту с учетом разных видов туризма - я ставила, начав писать серию блогов, посвященных новому закону о туризме.
Но сейчас готовые формулировки не предложу. Сделаю это позже.
Честно говоря, прежде хотелось бы узнать мнение коллег, согласны ли они со мной, что в выездном, внутреннем и въездном туризме создается свой турпродукт со своими специфичными характеристками?
Есть ли понимание, что, не разобравшись с этой проблемой, мы так и останемся во власти двусмысленных трактовок и некоего страха, что нам чего-то нельзя делать, потому что кто-то понимает все это по-своему или так, как удобно в данный момент?
Мы хотим все время жить в условиях, когда отдельно купленный авиабилет будут признавать тупродуктом, или хотим, чтобы законодатели поняли, что туризм - это сложный организм, требующий более детальной проработки основных понятий?
Закон, что дышло. Ч. 2. Кто в доме хозяин
http://www.sibtourport.ru/blogs/%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0-%D1%82%D0...