В Госдуме 21 февраля прошло второе заседание Экспертного совета по туризму с участием представителей Ростуризма, страхового сообщества, общества потребителей, отраслевых общественных организаций.
На нем рассматривались поправки в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», предлагаемые РСТ и АТОР. По словам замглавы Ростуризма Евгения Писаревского, предыдущее заседание показало, что члены Экспертной группы в целом принимают ту редакцию законопроекта, которая сейчас представлена на сайте Минкультуры. «Концептуальных возражений нет. Однако есть точечные проблемы, которые, тем не менее, довольно серьезные и требуют большой совместной работы», – заметил он. Действительно, если, например, по понятийному аппарату, в частности, определению турпродукта, турмаршрута, единого общероссийского объединения туроператоров («Турпомощь»), экстренной помощи и эвакуации наблюдается если не безоговорочный, но все-таки консенсус, то по отдельным положениям законопроекта единого мнения пока нет. Это касается, в первую очередь, регулирования отношений операторов и агентов, перестраховочного пула и взносов в компенсационный фонд.
В частности, в связи с тем, что закон сейчас никак не регулирует деятельность турагентств и даже не известно точное их число, АТОР предлагает ввести для них фингарантии, занесение в реестр Ростуризма и другие контролирующие меры. Как заметил по этому поводу Евгений Писаревский, «если бизнес сам хочет установить дополнительные барьеры для игроков рынка, ведомство готово над этим работать, но пока ни финансово, ни организационно Ростуризм к этой новой нагрузке не готов». Представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Галина Гуляева заметила, что вряд ли страховые компании возьмутся за страхование профессиональных рисков турагентств, так как рынок не отрегулирован, непонятен, а риски очень велики. По словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, РСТ еще в 2007 году предлагал ввести финансовые гарантии для турагентств, но эта мера так и не была реализована. Это – отдельная большая тема, и в ближайшие две недели, за которые предстоит подготовить законопроект, ее не решить. Тем не менее, работать над проблемой стоит, необходимо знать точку зрения всех участников рынка. Экспертный совет решил собрать по вопросу регулирования агентского рынка отдельное заседание. Более детально предстоит обсудить и создание перестраховочного пула.
Напомним, у крупных туроператоров, которые, в соответствии с последней редакцией отраслевого закона, хотели застраховать ответственность на сумму более 250 млн. рублей, возникли проблемы: страховые компании не готовы брать на себя такие риски. Идею пула на стадии подготовки соответствующих поправок продвигал Всероссийский союз страховщиков, но она принята не была. Сейчас предлагается внести в закон положение о том, что туроператор по выездному туризму должен будет предъявлять документ, подтверждающий участие его страховщика в перестраховочном пуле. «Неудивительно, что страховые компании не торопятся выдавать некоторым операторам фингарантии на 1,5 млрд. рублей. За последние два года обанкротилось 18 операторов. При этом в 2011 году страховые компании собрали на туристическом рынке всего 300 млн. рублей. Чтобы выдавать гарантии на 1,5 млрд., надо соответственно повысить тарифы в 5 раз. В таком случае страховые гарантии фактически сравняются с банковскими и возникнет нормальная конкуренция», – заметила Галина Гуляева. «Перестраховочный пул нужен. «Капитал-Тур» нанес ущерб в размере 300 млн. рублей, его финансовые гарантии в размере 100 млн. рублей не были страховой компанией перестрахованы, что и привело ее саму к краху», – пояснила г-жа Гуляева.
Однако, по словам Юрия Барзыкина, в реальности перестраховочный пул нужен лишь 10-12 крупнейшим операторам, остальные 2 тыс. компаний вполне могут страховать свои риски, как и прежде. «Так что не стоит превращать весь турбизнес в дойную корову для страховых компаний. Нужно ситуацию рассматривать более детально», – предложил он. В Ростуризме также настаивают на более пристальном изучении вопроса. «Страховые компании уходят с туристического рынка. По нашим данным, только в 2012 году они не продлили более 80 договоров с операторами», – уточнил г-н Писаревский. Результатом обсуждения стало запланированное на ближайшее время расширенное заседание Экспертной группы с участием представителей Министерства финансов, страхового сообщества, общества потребителей, нам котором обсудят все тонкости создания и законодательного сопровождения пула страховщиков, работающих с туроператорами. Нет пока единства и по финобеспечению компенсационного фонда.
Напомним, в статье 14 п. 8 законопроекта говорится: «…фонд формируется за счет взносов туроператоров в сфере выездного туризма в размере 0,1% от объема денежных средств от реализации турпродукта, по данным по бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, но не менее чем в размере 100 тыс. рублей». РСТ предлагает убрать из этой статьи яблоко раздора – «100 тыс. рублей», оставив лишь процент от оборота. Вполне логично, что небольшие и нишевые туроператоры недовольны тем, что им придется платить взносы в фонд наравне с крупными компаниями, работающими с гораздо большими финансовыми оборотами и соответствующими рисками. Уже 150 компаний отказались вступать в «Турпомощь», а инициативная группа направила соответствующие обращения в Госдуму, Минкультуры, Ростуризм и другие инстанции. Предлагаемый РСТ вариант с отменой обязательного для всех взноса в 100 тыс. рублей помог бы избежать уравниловки. При этом компенсационный фонд за счет роста взносов крупных компаний начал бы пополняться гораздо активнее. Но предложение не было поддержано.
Большинство участников Экспертного совета не считает взнос в 100 тыс. обременительным даже для небольших компаний. Интересно, что и сама «Турпомощь» в лице исполнительного директора Александра Иванова считает 100 тыс. с каждой компании вполне адекватной суммой. Однако и в этом вопросе точка еще не поставлена. Обсуждение продолжится.