На круглом столе «Перспективы развития туристической инфраструктуры Москвы», который прошел в рамках деловой программы выставки «Отдых», были не только названы «болевые точки» развития массового туризма в столице, но и обозначены пути их преодоления. С одной стороны, достижения Москвы на туристическом поприще выглядят внушительно: 18% номерного фонда России расположены в столице, она генерирует 34% доходов гостиничной отрасли России, в прошлом году в город приехало 4 млн. иностранных граждан. Эти цифры озвучил на встрече Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии. Однако, по его словам, какую из этих цифр ни возьми, в иной системе координат они будут выглядеть уже не так оптимистично.
Гостиницами Москва и в самом деле обеспечена лучше подавляющего большинства городов России, но, по сравнению с европейскими городами, выглядит бледно: в российской столице на тысячу жителей приходится всего 3,5 номера, в Риме – почти 20. Существенной проблемой, подчеркнул г-н Барзыкин, остается и несбалансированность гостиничного фонда Москвы: лишь по количеству отелей 4-5* Москва может встать рядом с европейскими столицами, что касается гостиниц 2-3* – здесь отставание очень существенное. Кроме того, отели города работают в условиях выраженного сезонного спроса, как из-за климатических условий, так и из-за отсутствия продукта, который мог бы быть представлен на рынке как массовый.
И, наконец, из 4 миллионов приезжающих в Москву – более миллиона – жители Узбекистана, Таджикистана и Украины, то есть, трудовые мигранты.
Но все меняется, как сказал Сергей Шпилько, президент Российского союза туриндустрии и председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы. По его словам, развитие туризма в столице входит в перспективный этап: поменялось руководство города, пришли новые люди в профильный комитет. Уже создана программа развития туризма в Москве на 2012-16 гг., которая будет рассмотрена в ближайшие недели. Эта программа, подчеркнул г-н Шпилько, посвящена в основном досугу москвичей, но ее часть – подпрограмма – призвана решить проблемы привлечения туристов в город. Бюджет подпрограммы невелик – 4 млрд. рублей, и он пойдет на некапиталоемкие проекты, направленные на продвижение города на внешних рынках.
Среди таких проектов – портал, посвященный туризму в Москве, который начнет работу к концу этого года. Кроме того, стоянки для туристического транспорта – они будут оборудованы также уже в 2011 году. Заработал в пилотном режиме сall-центр.
Начала создаваться и адекватная система ориентирования иностранных туристов в городе. На 87 указателях были размещены двуязычные карты, на которых обозначены объекты туристического показа, 65 таких указателей будут установлены в ближайшее время. Об этом рассказал Григорий Перфильев, представляющий РА «Альфа Медиа Банк», которое реализует заказ правительства Москвы. Г-н Перфильев отметил, что туристические карты в Москве будут выполняться с применением современных технологий: 3D-графики, QR-кодов, которые помогут туристам сориентироваться в Москве. В планах – установка подобных указателей в метро.
А Сергей Шпилько отметил, что к туризму имеют прямое отношение все 18 программ развития города, начиная от развития паркового хозяйства, реставрации исторических памятников до строительства общественных туалетов, с которыми в Москве большая проблема. Программа по развитию транспорта должна, рассказал г-н Шпилько, решить проблему логистики туристических потоков. Это амбициозная, дорогая программа. Она предусматривает и строительство новых станций метро, и создание специальных полос для общественного и туристического транспорта, и обновление автобусного, троллейбусного, трамвайного парков. Будут реконструированы – и эта работа уже началась – ряд московских железнодорожных вокзалов, аэропортов. Еще одна новость – в Москве появится сеть велосипедных дорожек. В Москве, в преддверии крупных спортивных форумов решено активно развивать спортивную инфраструктуру, и это, отметил Сергей Шпилько, также «будет работать на туризм».
По оценкам Комитета по туризму и гостиничному хозяйству, в городе сейчас 350 средств размещения. Более сотни из них не стоят на статистическом учете. Это в основном малые отели, но есть и довольно крупные – например, те, что работают в составе спортивных, торговых комплексов. Средняя загрузка гостиниц Москвы 50-60%, хотя есть, отметил г-н Шпилько, отдельные предприятия, у которых среднегодовая загрузка доходит до 70-80%. Развитие культурно-познавательного туризма поможет преодолеть дисбаланс в загрузке столичных гостиниц, которые сейчас работают с максимальными показателями лишь осенью и весной – в периоды бизнес-выставок.
Сергей Шпилько отметил, что отели в Москве строятся довольно активно. В этом году вступили в эксплуатацию гостиница «Аминьевская», клубный корпус отеля Crowne Plaza, Radisson Blu Beloruskaya. До конца года начнут принимать гостей InterContinental Tverskaya, Courtyard Paveletskaya, отель российской сети «Азимут». Число хостелов и мини-отелей увеличилось до 92. В ближайшие месяцы будет разработана новая схема размещения гостиниц в Москве, первые площадки выставят на торги.