Вчера вечером Министерство транспорта, информационных технологий и сообщения Республики Болгария поставило главу Росавиации Александра Нерадько в известность о том, что, в случае неподтверждения расписания полетов авиакомпании Bulgaria Air из Бургаса и Варны в Новосибирск, будет пересмотрено уже выданное разрешение на выполнение полетов российского перевозчика по аналогичному маршруту. Письмо подписал руководитель Главной дирекции гражданской воздухоплавательной администрации Тилко Петров (копия есть в распоряжении редакции). Российский перевозчик, о котором идет речь, - авиакомпания «Сибирь». Это письмо стало реакцией авиационных властей Болгарии на отказ российских коллег согласовать Bulgaria Air выполнение регулярных рейсов Бургас – Новосибирск – Бургас и Варна – Новосибирск - Варна. Программа, напомним, должна была начаться вчера и закончиться в сентябре. Планировалось, что первый рейс болгарского перевозчика вылетит из Бургаса 10 июня в 15.00 по московскому времени. Пассажиров на нем было немного, примерно 30 человек, их отправили в Новосибирск разными другими путями. С пассажирами-россиянами все было гораздо сложнее. На первый рейс из Новосибирска в Бургас было продано 125 мест, вылететь он должен был в 00.30 уже 11 июня. Инициаторы программы до конца надеялись на получение разрешения, но параллельно готовили альтернативные варианты доставки туристов в Бургас. Последней надеждой было прошедшее вчера в Минтрансе совещание, на котором обсуждалась ситуация на рынке чартерных авиаперевозок. Вел его заместитель министра транспорта Валерий Окулов, участвовали представители Росавиации, Ростуризма, руководители РСТ и АТОР. Бурный разговор ни к какому решению не привел, договорились лишь о создании рабочей группы, в рамках которой представители регуляторов авиарынка и отраслевых общественных организаций попробуют найти варианты вывода чартерного рынка из кризиса. На этом же совещании представители Росавиации заявили, что разрешение на полеты Bulgaria Air выдано не будет. Для перевозки туристов из Новосибирска в Бургас свои услуги, разумеется, предложила «Сибирь», выставив, по некоторой информации, несусветные условия: доплата за каждого пассажира… 350 евро! Дешевле было «Татарскими авиалиниями» отвезти туристов в Казань, а оттуда уже на Bulgaria Air - в Бургас. Казань рассматривали, потому что Bulgaria Air - назначенный перевозчик на этом направлении. Но… Росавиация не разрешила болгарской авиакомпании выполнить рейс и из Казани. Bulgaria Air была вынуждена принять условия «Сибири». 11 июня в 3 часа ночи по местному времени самолет вылетел в направлении Бургаса. Против этого рейса авиационные власти Болгарии, разумеется, не возражали. Но какова судьба следующих вылетов «Сибири» на болгарские курорты – зависит оттого, изменит ли Росавиация свое решение по полетам Bulgaria Air. «Сибирь» выполняет из Новосибирска ежедневные рейсы в Болгарию, чередуя Варну с Бургасом. По такой же схеме планировала летать Bulgaria Air. Между тем, сегодня в Москве неминуемо разразится свой «болгарский» скандал, связанный с чартерными перевозками. За ближайшие четыре дня, с пятницы по понедельник, только из Москвы должны отправиться на курорты Болгарии около 4 тысяч человек – посчитано по заявленным рейсам. Выполнить их планируют «ВИМ-авиа», «Заполярье», «Колавиа», «Скай Экспресс», «Татарские авиалинии», «Ямал». Часть программ заказаны туроператорами, часть консолидирует компания «Авиачартер». Беда в том, что подавляющее большинство этих рейсов не имеют разрешения: согласование не дает назначенный перевозчик – «Сибирь». Сама авиакомпания сможет «переварить» лишь часть этого объема перевозки и, разумеется, старается сделать это с пользой для себя, хотя и с меньшей, чем получилось в Новосибирске. Заказчиков несогласованных программ вынуждают заплатить на 30% больше, чем они отдали другим перевозчикам, включая тех, кому «Сибирь» вылеты согласовала. Московские консолидаторы тоже пытались искать другие варианты. Например, рассматривался аэропорт Горна-Оряховица в 12 км от города Велико Тырново. Но, во-первых, он маленький – в 2007 году, например, его пассажирооборот составил 941 человек. Во-вторых, оттуда до морских курортов более 200 км, да еще по горной дороге. В общем, все пути ведут в «Сибирь». Росавиация решение на себя не берет – сами договаривайтесь, как хотите. До пассажиров регулятору дела нет. Что будет с рейсами, которые «Сибирь» не «съест»? Вполне возможно, что насытившийся перевозчик оставшиеся вылеты согласует. Но они, как минимум, будут задержаны, и это в лучшем случае. Поэтому туроператоры все последние дни спешно пересаживают своих туристов на самолеты, которые гарантированно полетят. И все же остаются рейсы, явно зависшие. «ВИМ-авиа», например, уже перенесла свой сегодняшний вылет в Бургас с раннего утра на вторую половину дня – видимо, в надежде дождаться разрешения. Своя история – в регионах. Болгарские программы в исполнении «Нордавиа» и «Ямала» заявлены из Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Красноярска, Перми, Уфы и других городов. И везде туристов пересаживают, меняются даты вылетов, сдвигаются возвратные рейсы, длительность туров сокращается либо увеличивается. Ну и перевозка, конечно, дорожает. Туристы нервничают, туроператоры выясняют отношения с отелями и несут убытки. Самые тяжелые в этом смысле дни – пятница и понедельник, концентрация вылетов в Болгарию. Сегодня из Москвы пять не имеющих согласования авиакомпаний собирались отправить в Варну и Бургас более 1500 человек. Обвинение авиакомпаний в продаже несогласованных рейсов – это само собой. Только за последние два года, с момента принятия Минтрансом злополучного приказа № 92, по разовым разрешениям Росавиации были выполнены миллионы рейсов. Целые чартерные программы осуществлялись по разовым разрешениям! И нередко эти согласования подписывались накануне вылетов, а, бывало, воскресные рейсы получали разрешения в субботу. И никто не искал виноватых. И вот надо же было чиновникам в этом году так, прямо по живому, резать рынок. Почему бы не дать всем спокойно отлетать сезон, а к зиме, раз уж это неизбежно, все спокойно перераспределить?