Один из крупных российских туроператоров «Лабиринт» вслед за старейшим российским туроператором «Нева» объявил о своей несостоятельности.
С другой стороны и авиакомпания, которой пользуются туристы «Лабиринта» – «Оренбургские авиалинии» – отменила рейсы и прекратила перевозку туристов. Туристы, закупившие билеты, большая часть из которых на данный момент отдыхает на болгарском черноморском побережье, оказались в ситуации невозможности вернуться на Родину.
В связи с этой ситуацией замминистра экономики и энергетики Болгарии, курирующий туризм, Бранимир Ботев предпринял срочные меры. Была создана кризисная группа в министерстве, которая приняла решение об оказании помощи 1500 российским туристам- клиентам «Лабиринта», отдыхающим в данный момент в Болгарии. Две трети из них находятся на Южном побережье Болгарии, треть – на Северном.
- Основная проблема, которую надо было решить – не допустить паники и успокоить российских туристов, а также обеспечить спокойное пребывание в Болгарии до тех пор, пока не будет решен вопрос с транспортировкой, – сказал замминистра г-н Ботев после заседания кризисного штаба.
Сегодня выяснилось, что туроператор «Лабиринт» не заплатила также болгарским гостиницам за размещение. Г-н Ботев и завотделом «Россия» в министерстве экономики - Албена Методиева в субботу, 2 августа, срочно отправились на побережье и встретились с президентами крупнейших болгарских туроператоров и турагенств. После длительных переговоров те согласились принять и разместить на своих базах российских туристов до тех пор, пока не решится проблема с их транспортировкой. И это несмотря на то, что пор остается неясным вопрос с оплатой за пребывание.
- Хочу от своего имени поблагодарить бизнесменов и собственников крупных турагентств – Мартина Петкова, Галину Георгиеву и Гешо Любенова, – сказал Бранимир Ботев, - за их отзывчивость и человеческое отношение. Благодаря им родственники и близкие туристов туроператора «Лабиринт», отдыхающих у нас, могут быть спокойными, что они будут обеспечены всем необходимым до момента организации транспортировки. Это отношение показывает не только профессионализм наших турагентств, но и их дружеское отношение к России. Болгарский туристический бизнес и болгарские туроператоры подтвердили свою безупречную репутацию
Надо вспомнить, что в прошлом году в Египте, в аналогичной ситуации банкротства российского туроператора, российских туристов просто выгоняли из гостиниц, когда они не могли повторно заплатить наличными за пребывание.
Замминистра Ботев также имел продолжительную беседу с российским посольством, с руководителем российского торгпредства в Болгарии Игорем Илингиным, чтобы найти решение непростой ситуации. Г-н Ботев разговаривал и с болгарским посольством в Москве – с госпожой Катей Жековой, руководителем службы по торгово-экономическим вопросам. Ей были даны инструкции всячески содействовать всем, кто обращается за помощью, чтобы ускорить и облегчить процесс возвращения российских туристов на родину.
Замминистра Ботев воспользовался случаем обратить внимание на необходимость срочного подписания специального двухстороннего документа на международном уровне, обеспечивающего страховки российских туристов в Болгарии. Только так можно обеспечить полноценное пребывание и гарантированный возврат туристов в случае банкротства их туроператоров. Ни «Нева», ни «Лабиринт» не имели официального представительства в Болгарии, не обеспечивали своих туристов страховками, действительными на территории Болгарии и не имели официальной регистрации в официальном туристическом регистре Болгарии. Российские туроператоры как правило обходят требования болгарского законодательства, делают страховки туристам в России, и при банкротстве туроператора туристы попадают в безвыходную ситуацию.
- Проблема с отсутствием страховок, действующих в Болгарии, не дает возможность туристам отстаивать свои права, так как услуги, предоставлены им на территории Болгарии, а оплата страховок произведена в России и применяется юрисдикция Российской Федерации, - прокомментировали юристы.