Текущий летний сезон Болгария открыла с планомерно растущим российским турпотоком. Такую статистику дают как эксперты по направлению, так и новички на рынке. «У нас по Болгарии наблюдается увеличение спроса. Причём во многом это связано с регионами – прежде всего с Петербургом, Екатеринбургом и Нижним Новгородом», - отметил Алексей Маркелов, замдиректора туркомпании «Балкан Экспресс». Среди причин увеличения спроса эксперт также назвал решение бюрократических проблем в болгарском консульстве, упрощение получения визы, а также разрешение посещать Болгарию по шенгенским визам.
«Глубина продаж сейчас уже достигает сентября. А продажи туров на июль закрыты более чем на 70%, на август – на 50%», - такую статистику по направлению привела Юлия Шаврикова, PR-директор туркомпании «Библио Глобус». «У Болгарии в последнее время идет устойчивый поступательный рост на российском туррынке, и в этом году он продолжился. Без решительных подъемов, без всякой эйфории, но зато планомерно и предсказуемо», - оценила ситуацию Людмила Сысойкина, замдиректора туркомпании «Солвекс-Трэвэл». «Мы отмечаем рост спроса на болгарском направлении на уровне примерно в 10%», - согласился Михаил Мусинянц, гендиректор туркомпании «Эрцог». «И детский, и взрослый отдых действительно выросли по количеству», - добавил Александр Широков, гендиректор турфирмы «СНП». Впрочем, по мнению эксперта, причины такого увеличения спроса выгодны туристам, но вовсе не увеличивают доходы туроператов. «Туристов, конечно, отправляется больше, но в первую очередь это происходит из-за низких цен. В Болгарии снова кругом горящие туры и демпинг», - пояснил г-н Широков. Увеличившееся количество туристов приносит и другие проблемы.
Туроператоры обращают внимание, что многие топовые отели, популярные далеко не только у русских туристов, уже недоступны для бронирования. «Многие отели уже сейчас высылают стоп-листы, и дополнительных мест сверх квоты в них получить практически нереально», - прокомментировал Алексей Маркелов. Впрочем, ситуация со «стопами» на лучшие болгарские отели в это время года – явление ожидаемое, считает Михаил Мусинянц. «Брендовые курорты раскуплены уже давно и стоят на стопе. Все полюбившиеся русским туристам курорты раскупаются сразу, как горячие пирожки – как в лучшие годы в Сочи», - добавила Людмила Сысойкина. По словам эксперта, эта особенность объясняет популярность раннего бронирования по Болгарии – только такая покупка туров даёт возможность гарантировано отдохнуть в полюбившемся отеле. Правда, есть и вторая причина – скидки на туры при раннем бронировании. «Маркетинговые ходы, которые Болгария разработала в период кризиса, она грамотно использует до сих пор, что тоже лишь прибавляет популярности направлению.
Может скидки на раннее бронирование и не столь привлекательны, как в период кризиса, но они есть и выполняют свою роль», - оценила Людмила Сысойкина. Хотя в целом найти себе место под солнцем в Болгарии всё-таки не проблема. «Дефицит номеров касается только топовых отелей, но найти себе приличный отель можно легко», - отметил Александр Широков. Более того, проблемы у туроператоров вызывает некоторый переизбыток альтернативных предложений по «наземке», например – частных апартаментов, в том числе, находящихся в собственности россиян. Впрочем, серьезным конкурентам пакетным турам этот тип размещения пока ещё не стал.
Не страдает болгарский туристический рынок и от недостатка перевозки. «Наоборот, в этом году сняли ограничения на перевозку, каждый летает, на чём может, но спрос туристов в первую очередь идет на регулярного перевозчика», - считает Алексей Маркелов. Тем не менее, такая вольница усугубила проблему переизбытка «воздуха». «На болгарском направлении наблюдается избыток перевозки, в первую очередь по Варне», - отметил Александр Широков. Прогноз эксперта пессимистичен: «Сейчас уже не составляет труда найти сто билетов в ближайшую дату по копеечным ценам. Это значит, что многие чартеры недозагружены. Следовательно, финансовые проблемы по итогам сезона могут возникнуть как у маленьких туроператоров, так и у крупных», - добавил собеседник.