Сегодня, 2 августа, под Санкт-Петербургом в Большом Меншиковском дворце в Ораниенбауме, филиале ГМЗ "Петергоф", открылись еще четыре восстановленные комнаты женской половины: Большой кабинет, Спальня, Камер-юнгферская и Проходная. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, теперь, вместе с десятью залами, открытыми к 300-летию дворцово-паркового ансамбля в сентябре 2011 года, для посетителей доступна вся парадная анфилада центральной части Большого Меншиковского дворца. "Может быть, эта экспозиция не так велика, но очень значима, - призналась директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая. - Поэтому открытие второй очереди экспозиции дворца - мощное начало и восстановления всего дворцово-паркового ансамбля "Ораниенбаума" уже положено". Обстановка в четырех комнат соответствует 1858-1873 годам, когда владельцами дворца были Великий князь Михаил Павлович и Великая княгиня Елена Павловна. В первой трети XIX столетия, с появлением направления эклектики в оформлении помещений наметилась тенденция к свободе и разнообразию. "К этому времени все устали жить в холодных, неуютных комнатах, больших залах классики и ампира, - сказала заместитель генерального директора музея-заповедника "Петергоф" Татьяна Вергун. - Все захотели частной жизни, уюта, окружить сентиментальными вещицами". Интерьер всех четырех комнат составляют подлинные предметы из коллекции Ораниенбаума, рассказывающие о времени и вкусовых предпочтениях хозяйки дворца. Точность воссозданных интерьеров обеспечила опись Дворцового Управления после смерти княгини в январе 1873 года - на некоторых предметах даже сохранились его ярлыки. Всю ткань соткали заново, создавая рисунок по моде того времени. Причем все технологии, которые использовали реставраторы, по словам Татьяны Вергун, "обязательно повторяют старые технологии". После смерти мужа, в кабинете - одной из восстановленных комнат - Елена Павловна организовала салон, куда приглашала ученых, деятелей культуры и подающих надежды музыкантов, художников и архитекторов. Об этом свидетельствует бюст композитора Антона Рубинштейна, с которым княгиня встретилась, когда тот был совсем юным музыкантом. Именно Елена Павловна помогла создать Рубинштейну музыкальное общество, которое вылилось в итоге в первую русскую консерваторию в Санкт-Петербурге. В помещении Спальни, которое также сегодня демонстрирует оригинальное убранство середины XIX века, до 2013 года разместится временная экспозиция живописных произведений с изображениями типов спален различных дворцов. Комната для так называемой дежурной девушки и проходная комната, несмотря на то что они были предназначены для прислуги, все равно обустраивались дорогой и качественной мебелью. Сегодня в Проходной комнате из подлинных вещей есть зеркало. "Там осталась серебряная фольга, это не современное напыление", - рассказала Татьяна Вергун. Реставрацию Ораниенаума, по словам Елены Кальницкой, "остановить уже невозможно". Заказчик реставрации музея-заповедника, "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (ФГУ "СЗД"), к будущему году пообещал открыть следующую половину Большого Меншиковского дворца: Церковный комплекс, Японский павильон и галереи. Но Елена Кальницкая обратила внимание и на проблемы - отсутствие коммунальных сетей. "Сейчас мы хотим получить 78 млн рублей от компании, чтобы подвести сети ко всем памятникам. Потому что сейчас мы открыли экспозицию, не имея постоянного тепло- и энергоснабжения", - сказала Кальницкая. Напомним, что архитектурно-ландшафтный комплекс "Оранинбаум" - уникальный дворцово-паковый ансамбль XVII I- начала XX веков, расположенный в 40 км от Санкт-Петербурга по южному берегу Финского залива, общая площадь комплекса 162 га. Это единственный из музейно-ландшафтных комплексов пригородов Ленинграда, который не был разрушен фашистами в годы Великой отечественной войны благодаря защитникам Ораниенбаумского плацдарма.