Международная система онлайн-бронирования отелей Booking.com перестала находить варианты размещения в России, но возможность найти и забронировать отель за рубежом осталась. Между тем, на момент 23.00 4 марта никаких заявлений компании по поводу ухода из РФ не было.
Как заметил корреспондент «Вестника АТОР», русскоязычный сайт глобальной системы онлайн-бронирования Booking.com вечером 4 марта перестал находить варианты размещения в России.
На сайт можно зайти, авторизоваться в личном кабинете, посмотреть историю бронирований и отзывы. По-прежнему можно выбрать и забронировать отель за рубежом.
Однако при этом сайт не выдает никаких вариантов размещения в России (показывает 0 вариантов в Москве, Твери и пр. городах РФ).
Никакого дисклеймера или объявления на самом сайте о технических работах или ограничении функционала нет. Равно как не было на момент 23.00 4 марта никаких новостей в англоязычном сегменте интернета по поводу ухода booking.com с российского рынка (Google с фильтрами «новости» и «за 24 часа» по запросу Booking.com Russia не выдает ничего релевантного).
Ранее точно так же перестал работать в России и агрегатор авиабилетов Skyscanner– опять же, никаких официальных заявлений относительно ухода из России компания не делала. Однако возможный уход «букинга» гораздо более значимая вещь для российского туррынка.
По данным ФАС, Booking.com сейчас занимает 80% российского рынка онлайн-бронирований отелей. В 2021 году агрегатор официально был признан регулятором монополистом на российском рынке онлайн-бронирования отелей.
Booking.com как агрегатору удалось добиться доминирующего положения на рынке онлайн-бронирования только в небольших странах. Исключение – Россия. Как это ни удивительно, по данным самого «букинга», РФ – самый большой рынок по доле (около 7%). Россияне делают заказов на Booking.com больше, чем британцы или американцы.
По своей бизнес-модели Booking.com – это гигантский маркетинговый посредник (агент) между отелями и туристом. 86% всех расходов этого агрегатора – это расходы на маркетинг. При этом 90% из этой суммы идет на метапоисковики. Только на продвижение в Google им тратится миллиард долларов в квартал. Эти бюджета не сопоставимы ни с кем из других рекламодателей Google.
Де-факто Booking.com – это большой онлайн-турагент. Как обычный турагент получает от туроператора комиссию за проданный тур, так и «букинг» получает комиссию (причем существенно больше – от 15% и выше) за каждое бронирование туриста.
Если посмотреть на ассортимент агрегатора более детально, то выяснится, что из около 2,9 млн выставленных на «букинге» объектов размещения подавляющее большинство – это мини-отели, гостевые дома и квартиры. Именно маленьким объектам и отелям низкой категории выгоден Booking.com.
У такого рода объектов нет больших бюджетов на раскрутку и рекламу. Их владельцы не могут рисковать собственными средствами, вкладываясь в маркетинг. «Букинг» решает эту их проблему, выставляя их на доступной всему миру глобальной витрине. Впрочем, за то, чтобы конкретный отель был там хорошо виден, их владельцам приходится доплачивать. Но у небольших отелей и апартаментов просто нет иного выхода: по другому себя не продать.
Российские или другие международные современные платформы динамического пакетирования, которые сейчас есть на рынке в перспективе могут занять нишу Booking.com на b2c-рынке в России. Такие системы получают цены от большого количества поставщиков и часто даже за рубежом «перебивают» цены Booking.com.
Так, например, система онлайн-бронирования «Онлайн-Экспресс» (разработанная холдингом «Русский Экспресс» для турагентов) провела в 2019 году сравнение цен на отели уровня 3*-5*. Цены, которые выставляли в «Онлайн-Экспресс» поставщики (сами отели, онлайн-аграгаторы, бедбанки, DMC) в 87% случаев оказались ниже, чем цены на эти же отели у Booking.com.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: Depositphotos.com