Прозвучавшие недавно от лица руководителей Минспорттуризма и Минтранса инициативы по упорядочиванию туристических перевозок породили немало домыслов. Попробуем в них разобраться. Напомним, глава Росавиации Александр Нерадько огласил на этой неделе изменения к знаменитому приказу 92 Минтранса. В соответствии с ними, при организации чартерной программы на то или иное направление теперь, согласование надо будет получить не от одного, а от нескольких назначенных перевозчиков. При этом, если авиакомпания получает отрицательный ответ, тогда вопрос рассматривает специальная комиссия Росавиации. Комиссия решает, является ли отказ обоснованным или нет, и в зависимости от этого выдает либо не выдает разрешение на полет. У специалистов нет сомнений, что эта мера преградит путь на чартерный рынок многим мелким компаниям. По словам заместителя генерального директора VKO Travel Сергея Смирнова, это будет во благо рынка, так как качество некоторых перевозчиков оставляет желать лучшего. "Сокращение перевозки, возможно, удорожит ее, но одновременно повысить качество самой услуги", - заметил он. По мнению Олега Пантелеева, руководителя аналитического центра портала "Авиапорт", ситуация такова, что любое сокращение предложений со стороны авиакомпаний приведет к активизации деятельности иностранных авиаперевозчиков, появлению альтернативных вариантов перевозки в виде регулярных рейсов с промежуточными посадками в зарубежных городах. Соответственно, на конкретных направлениях возможно повышение цен на авиабилеты. "Если ограничить чартерные перевозки, что и может произойти в результате нововведений, то вырастут перевозки регулярные, стоимость которых выше", - уточнил собеседник агентства. Процесс вытеснения мелких перевозчиков начнется уже осенью, в момент подготовки к зимнему туристическому сезону, а достигнет апогея, судя по всему, будущим летом. Дело в том, что летом начнутся широкомасштабные работы по реконструкции взлетно-посадочных полос в аэропортах "Домодедово" и "Внуково", из которых как раз и осуществляется большинство чартерных рейсов из Москвы. Как пояснили специалисты, "разнести" ремонт полос по времени невозможно, так как они строились в одни сроки и реконструироваться должны в одно время. "Во избежание коллапса мы постарались донести эту информацию до туроператоров заблаговременно, чтобы они, понимая, что емкость московского авиаузла сократится, смогли составить адекватные полетные программы", - сказала "Интерфакс-Туризму" заместитель главы Минспорттуризма Надежда Назина. По словам О.Пантелеева, из-за этого ремонта региональные авиакомпании, осуществляющие сейчас рейсы на зарубежные курорты из Москвы, должны будут существенно сократить программы, а то и вообще уйти в свои регионы. "Соответственно, на местных рынках может возникнуть переизбыток перевозки, более неудобным станет расписание, так как "хороших" слотов на всех хватать не будет, - сказал эксперт. – А это значит, что какая- то часть мелких игроков вынуждена будет уйти с рынка чартерных перевозок". С другой стороны, как полагает О.Пантелеев, радикальных изменений на российском рынке не произойдет. "Наверняка усилит свои позиции "Аэрофлот", который получил право на управление шестью авиакомпаниями (ГТК "Россия", "Оренбургские авиалинии", "Кавминводыавиа" и др.), вырастет также доля "Трансаэро" – на дальних туристических направлениях", - заметил он "Интерфакс-Туризму". Этого же мнения придерживается генеральный директор туркомпании "Пегас Туристик" Анна Подгорная. "Все эти меры приведут к сокращению чартерных программ и подорожанию авиабилетов, - сказала она. – К следующему летнему сезону нам, возможно, придется заметно сократить свои чартерные программы, что приведет к дефициту авиаперевозки и это, конечно же, не может радовать". По словам С.Смирнова, в начинаниях авиационных властей все-таки больше желания упорядочить рынок. "Я уверен, что все стабильно работающие операторы смогут получить необходимое им количество перевозки на летний сезон, - сказал он. – Поток туристов из Москвы вполне по силам основным регулярным авиакомпаниям. Объемы выезда за рубеж, конечно, растут, но и авиакомпании постоянно пополняют свой парк". "Да, билеты могут вырасти в цене к следующему лету, а объемы перевозки из Москвы упасть, возможно, вдвое, - сказала "Интерфакс-Туризму" президент туркомпании "Мегаполюс Турс" Эдуард Кузнецов. – В то же время, в этих мерах Минтранса есть очень важный момент – список допущенных на то или иное ведущее туристическое направление будет формироваться раньше, чем обычно. Например, те авиакомпании, которые будут летать зимой, станут известны туроператорам уже в первой декаде сентября. Это – большой прогресс". Трудно сказать, как эти меры, позитивные, как полагают наши эксперты, для рынка в целом, отразятся на туристах. Ведь стоящее за этими мерами повышение цен на билеты, помноженное на нашу инфляцию, которая в этом году достигает 40%, сильно ударит по кошельку даже не бедных туристов. Но деться им будет некуда: туризм, как показал кризис, стал товаром почти первой необходимости. Правда, у очень ограниченной части нашего населения.