Актуальная тема борьбы с демпингом получила развитие в Алтайском крае. Члены Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) выступили с инициативой организовать контрольные закупки в агентствах, которые предлагают туристам необоснованно завышенные скидки на турпакеты.
В то же время, по словам представителей ассоциации, эту меру стоит расценивать не как борьбу с демпингом, а скорее как попытку уберечь клиентов турагентств от обмана.
Как сообщила STI президент АРАТ Наталья Гордеева, турсообщество Алтайского края решило перейти от слов к делу, когда в конце 2013 - начале 2014 года туристский рынок страны захлестнул ряд скандалов, причиной которых стали турагентства. «В Новосибирске исчезло крупное туристическое агентство «Санрид», в Ангарске – «Пилигрим-Тур», аналогичная ситуация в Иркутске. Каждый скандал вызвал широкий общественный резонанс, потому что среди пострадавших слишком много туристов», - говорит Наталья Гордеева. По словам эксперта, каждый раз причиной банкротства агентств становятся скидки, которые они раздают туристам. «Агенты выстраивают «пирамиды». Схема заключается в том, что каждому новому клиенту фирма предлагает большую скидку, рассчитываясь его деньгами за предыдущего туриста. Для Барнаула эта ситуация актуальна, - подтверждает президент АРАТ. - В настоящее время в городе немало агентств, которые предоставляют туристам скидку 10%, оставляя себе 1-3%. Пока они держатся на плаву за счёт оборота. Ни о каком развитии фирмы при такой рентабельности говорить уже не приходится». Таким турагентствам придётся туго, когда туроператор напомнит о выполнении обязательств по срокам платежей, считает Наталья Гордеева.
К контрольным закупкам АРАТ намерена привлекать лояльных туристов, которые понимают, к каким последствиям может привести неразумная скидочная политика. «В качестве покупателей они будут приходить в агентства, выявлять недобросовестных продавцов и сообщать нам. С руководителями таких компаний представители АРАТ проведут разъяснительные беседы. Мы не собираемся принимать в их отношении радикальные меры, необходимо совместно прийти к цивилизованному рынку», - пояснила Наталья Гордеева.
Собеседники STI признают, что юридических инструментов борьбы с неблагонадёжными участниками рынка у них нет, остаётся только взывать к голосу разума. «Фактически мы ничего не можем сделать. Но нам, представителям турсообщества края, хочется убедить коллег, которые ведут неправильную экономическую политику в своей компании, в том, что это неверная стратегия для ведения собственного бизнеса. И порой обычный разговор, убеждения помогают и действуют на собеседника», - говорит Александр Смирнов, директор турагентства «Плот». «Сейчас разговор идёт не о демпинге и не о нездоровой конкуренции, не о том, что такая скидочная политика растормаживает рынок, разговор идёт о деньгах клиентов, которые они могут потерять в любой момент, обратившись в такие турагентства. А таковых в Барнауле достаточно много», - добавляет Ольга Ришко, директор турфирмы «ГЛЭМ-Тур».
Члены АРАТ надеются, что с помощью контрольных закупок, проведения ликбеза среди начинающих предпринимателей от турбизнеса представителям отраслевой организации удастся выстроить в регионе здоровую конкуренцию, в результате которой турфирмы будут бороться за клиента исключительно за счёт качества услуг и профессионализма.