Аванпорт Бронка собирается принимать не только грузы, но и паромных пассажиров. Инвестор строительства порта ООО "Феникс" планирует обслуживать 50-100 тыс. туристов в год. Перевозчики полагают, что инициатива вызовет интерес у зарубежных туристов. Однако, по мнению экспертов, успех проекта возможен лишь в случае грамотной ценовой политики. Морской многофункциональный перевалочный комплекс "Бронка" (ММПК), строящийся в Ломоносовском районе, планирует не только переваливать грузы, но и принимать пассажиров. Об этом вчера рассказал Алексей Шуклецов, исполнительный директор ООО "Феникс" (инвестор проекта, дочерняя компания ЗАО "Холдинговая компания "Форум"" Дмитрия Михальченко). По словам господина Шуклецова, компания собирается перевозить 50-100 тыс. паромных пассажиров в год. "Их ручеек реанимирует туристическую привлекательность Ломоносова. Необходимо раскручивать этот туристический бренд, тем более что к 300-летию пригорода все его дворцы реконструируются", — говорит Алексей Шуклецов. По его словам, порт сможет принимать паромы вместимостью 250-300 человек. Для того чтобы обслуживать заграничных туристов, пункт пропуска в порту должен быть не грузовым (как это прописано в проекте), а грузопассажирским. Как поясняют в "Фениксе", подобное изменение удорожит пункт пропуска примерно на 100 млн рублей — до 1,2 млрд рублей.
Вилфрид Андерс, глава представительства Finnlines, полагает, что пассажирам его компании было бы интересно прибывать в Ломоносов. "Имеются в виду не круизные туристы, которым нужны Английская набережная и набережная Лейтенанта Шмидта, а любители индивидуальных поездок. Им будет удобно на своих машинах, привезенных на пароме, выехать на КАД и отправиться в город. Или можно скомпоновать туристический маршрут Ломоносов — Петергоф — Петербург, который будет интересен многим", — рассуждает господин Андерс. Однако он замечает, что привлекательность проекта будет обеспечена лишь в том случае, если пассажиры паромов, прибывающих в Бронку, смогут находиться в России без визы в течение 72 часов. Дело в том, что не все российские пункты пропуска входят в перечень "безвизовых", составленный Росграницей. По уверениям Алексея Шуклецова, для того, чтобы пропускной пункт в Бронке попал в этот список, будет сделано все необходимое.
Андрей Карпов, генеральный директор аналитического агентства "Дорн", оценивает планы "Феникса" положительно. "Паромные линии могут существовать, только если помимо пассажиров суда везут и грузы. Если все паромные грузы хлынут до постройки ЗСД на Васильевский остров, где располагаются "Морской фасад" и "Морской вокзал", это очень усложнит обстановку в районе", — говорит господин Карпов. По его мнению, "Бронка" в состоянии получить декларируемый пассажиропоток, а использование аванпорта для приема туристов благотворно скажется на уровне конкуренции среди пассажирских портов.
Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туриндустрии, не уверен, что "Бронка" будет пользоваться сногсшибательным спросом у туристов. "Единственное, что может привлечь паромных пассажиров в Ломоносов, это низкие цены. Если паромные линии будут дешевыми, "Бронка" может стать базой, подобной аэропортам для лоу-костеров, которые прилетают в отдаленные аэропорты и пользуются спросом у определенной категории пассажиров", — считает господин Корнеев. По оценке игрока рынка пассажирских перевозок, попросившего не называть его имя, объем пассажирских перевозок в Бронке будет зависеть от ценовой политики паромных перевозчиков, а пока заявленные цифры "вызывают сомнения".
Глубина подходного канала ММПК составит 14,4 м, площадь намытой территории порта Бронка составит около 85 га. В порту расположатся контейнерный терминал мощностью 1,9 млн тонн в год (пять причалов), терминал накатных грузов (260 тыс. единиц ро-ро техники в год, три причала) и логистический центр площадью 42 га. Первое судно "Бронка" примет во второй половине 2014 года. Согласно проекту, 90% грузов, приходящих в порт, будут вывозиться автотранспортом, остальная часть — железной дорогой.
Федеральные вложения в проект составят 15,2 млрд рублей, которые пойдут на дноуглубительные работы, частный инвестор потратит 43,8 млрд рублей, 3 млрд из которых уже освоены.