Сколько в нашем городе музеев? Уж явно побольше, чем где-либо в России, скажет любой и не ошибется. А если назвать «поименно»? Боюсь, что даже самый рьяный «музеелюб» запнется уже на третьем десятке. Между тем среди тех музеев, что пока не на слуху, есть интереснейшие! Да вот хоть Музей военного костюма, которому этим летом исполнилось десять лет. Заглянем в него вместе? Он находится на тихой 3-й Советской улице в доме потомственного почетного гражданина Петербурга Александра Новинского. Правда, сам особняк занимает совсем иное учреждение культуры – библиотека зарубежной детской книги. Но мы не ошиблись адресом – нужно всего лишь пройти под арку. Богач Новинский держал собственный выезд, и в небольшом дворе у него была добротная конюшня с каретным сараем. Вот там-то и обитает небольшой частный музей Богдана Небелевича, который он начал соз-давать еще четверть века назад. – Путаницы никакой нет: музеи не рождаются в одночасье, – поясняет Богдан Викторович, когда мы уютно расположились за чаем в его кабинете на втором этаже. – В 1985 году этот музей я только придумал. Многие, с кем тогда поделился идеей, откровенно смеялись: какой может быть частный музей посреди насквозь государственного Советского Союза! Но я ни минуты не сомневался, что задуманное получится, и стал собирать предметы участников войн XIX и XX веков. И уже года через четыре стал устраивать выставки артефактов, которые к тому времени оказались в моих руках. А 10 июля 2000 года Музей военного костюма был официально зарегистрирован в качестве учреждения культуры. Правда, только 24 мая 2007 года открылся для посетителей. Нынче в его фондах 25 тысяч экспонатов XVI – XX веков. Это прежде всего мундиры, шинели, головные уборы, обувь армии и флота русских и иностранных вооруженных сил, различных ведомств, имевших собственную униформу. Тут же – амуниция, оружие, знаки различия. И, конечно, «сопутствующие материалы» – плакаты, газеты, документы, фотографии. Много наград и всевозможных знаков. А какие тут восхитительные пуговицы! А музыкальные инструменты, часы, телефоны, рации, осветительные приборы, бытовые предметы и другие военно-исторические экспонаты!.. Кроме того, в музее собрана богатейшая библиотека по его тематике. – Отчего же вы называете свое столь многосодержательное собрание музеем именно военного костюма? – спрашиваю я собеседника, и тот смотрит на меня едва ли не с изумлением. – Солдат же начинается с мундира! По нему его отличают от солдата других армий, по нему же – от офицеров и солдат других полков. Значит, не обойтись без знаков различия – и они, стало быть, заслуживают экспонирования у нас. Но солдат не солдат без оружия – значит и оно должно быть показано. Так и обрастает «мясом» этот костяк любой армии – военный костюм... Мы выходим в обширный зал, где, по словам Небелевича, в десять раз больше экспонатов, чем в привычных нам музеях. Но при этом никакой тесноты, зато ощущается ни с чем не сравнимый аромат подлинности. Богдан Небелевич справедливо гордится, что у него нет муляжей. В 2006 году он открыл к 150-летию окончания Крымской (Восточной) войны выставку об этой самой кровопролитной войне XIX века. Она рассказывает о героической 349-дневной обороне Русской Трои, как называли Севастополь в Европе. Тут старинное оружие воевавших стран, газеты, акварели, литографии, документы, боеприпасы, бытовые предметы и многое другое. – Созданию экспозиции предшествовала кропотливая работа по сбору экспонатов, – подчеркивает хозяин музея. – И эти пули, и те золотые часы английского офицера, и вон та посудина из-под дижонской горчицы, без которой французы не могут даже на войне, как и без коньяка и бордо – видите, бутылки из-под них? – все это откопано на месте боев в Севастополе. Примечаю: в косяке входной двери, ведущей в зал, «застряло» ядро. – Неспроста! – улыбается Небелевич. – Скоро в этом зале мы создадим диораму последнего дня героической обороны, основой которой будет не живописный фон, а предметный. Здесь будут скульптуры воинов, сошедшихся в рукопашной, в подлинных мундирах с подлинным же оружием. Этажом выше ведется работа по созданию еще одной выставки, где будут представлены форма и знаки различия Красной армии периода 1935 – 1945 годов и германского вермахта. На ней будут представлены более трех десятков манекенов с полной выкладкой, дезактивированные образцы оружия, плакаты, газеты и многое другое. Открыть выставку Богдан Небелевич обещает в начале декабря. А в самом низу бывшей конюшни Новинского задумана экспозиция, посвященная русской регулярной армии со времени ее зарождения при царе Алексее Михайловиче до окончания войны с Наполеоном в 1815 году. И тут посетители увидят наконец предмет главной гордости создателя этого необычного музея подлинности – стрелецкие кафтаны XVII века.