Это интересная возможность, но для ее реализации нужен речной причал, за аренду которого перевозчикам не придется платить, говорит представитель компании, которая эксплуатирует «Метеоры». Иначе перевозки будут убыточными, добавляет он. Круизные суда стоят далеко не в пешеходной доступности от центра, но себестоимость перевозки туристов автобусами в два раза ниже, чем водным транспортом, считает замдиректора по экономике и финансам Северо-Западного пароходства Алексей Грушин.
Чтобы запустить такой проект, турфирмам нужно заранее договариваться с круизными компаниями об изменении программы, пока никаких предложений к нам не поступало, говорит Елена Мальчонок, гендиректор«Арктур трэвел». Автобусы в несколько раз дешевле, подтверждает она. «Метеоры» очень зависят от погодных условий, поэтому все равно придется резервировать автобусы, говорит Мальчонок. Водный транспорт поможет преодолеть пробки на дорогах и избавить турфирмы от штрафных санкций за несоблюдение программы, считает бывший руководитель РСТ на Северо-Западе Татьяна Гаврилова. По ее словам, за сезон в Петербург заходит более 400 круизных судов. Имея реку под рукой, логично развивать водные перевозки, соглашается гендиректор St.Peter Line Сергей Котенев. Но стоимость перевозки достаточно высока, отмечает он. Проезд на «Метеоре» в Петергоф стоит 650 руб. в одну сторону.
Кроме «Метеоров» в доставке туристов до центра города могли бы участвовать и аквабусы, считает гендиректор ООО «МБС» Мелик Саркисян. Благодаря росту пассажиропотока на линиях аквабусов себестоимость перевозок, по его словам, уменьшается — с 400 руб. в 2010 г. до 150 руб., к 2015 г. перевозки могли бы уже осуществляться без субсидий. Стоимость поездки на аквабусе — 100 руб. По словам Саркисяна, пассажиропоток на Приморской линии растет более чем на 60-70%, даже несмотря на прошлогоднее повышение цены. На аквабусах все больше людей ездят на работу и с работы, их используют не только туристы, которым просто нечего смотреть в Рыбацком, говорит Саркисян. Водные такси с 2010 г. получают бюджетные субсидии (см. врез). В 2011 г. они перевезли 454 004 пассажира, в 2012 г. — 138 987. В этом году администрация оставила только один маршрут из пяти.
Доставка круизных туристов могла бы разгрузить дороги, считает представитель бывшего оператора закрытых Центральной и Невской линий Денис Синочкин. После закрытия линий операторам приходится работать в других регионах, чтобы вносить лизинговые платежи за суда, говорит он. По его словам, мнение о высокой стоимости водного транспорта, которым объясняется сворачивание проекта, ошибочно — сравнение с автобусами и метро не учитывает стоимость строительства инфраструктуры, тогда как для водного транспорта уже есть бесплатная река и нужны только причалы.