В правительстве впервые после смены состава обсудили целесообразность бюджетных компенсаций авиакомпаниям за рост цен на керосин в 2018 году. Против Минтранса, готового распределить субсидию между перевозчиками пропорционально объему приобретенного топлива, выступает Минфин, предлагающий тщательнее проработать критерии предоставления субсидий. ФАС, в свою очередь, настаивает, что чартерным перевозчикам выплачивать компенсации не нужно.
Эксперты напоминают, что многие авиакомпании задействуют флот как на регулярных, так и на чартерных рейсах, поэтому разделять их по этому принципу некорректно.
На совещании, прошедшем в Минтрансе 28 января, представители ФАС выступили с предложением отказаться от выплат компенсации из бюджета авиакомпаниям, выполнявшим в 2018 году чартерные рейсы. Об этом рассказали источники “Ъ” в нескольких российских авиакомпаниях. ФАС аргументирует это тем, что чартерные авиакомпании могут поднять топливный сбор непосредственно перед вылетом, компенсировав таким образом колебания цен на керосин. Авиакомпании, работающие на регулярных рейсах, такой возможности лишены.
В ФАС не ответили на вопросы “Ъ”. В Минтрансе сообщили “Ъ”, что считают данное предложение неоднозначным, поскольку его реализация может привести к срыву отпусков российских туристов.
В Минфине “Ъ” сказали, что вопросы конечной суммы компенсации и адресаты ее получения «пока прорабатываются». В письме Минфина в Минтранс от 21 января (есть у “Ъ”) говорится, что ведомство Евгения Дитриха не учло методологические предложения относительно разработки подхода к распределению субсидии, критериев ее предоставления, подтверждения исходных расчетных данных «и другие концептуальные предложения» Минфина. Кроме того, для выделения ассигнований из резервного фонда правительства в 2020 году требуется решение премьера. Сейчас оно отсутствует.
Собеседники “Ъ” отмечают, что Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предложила освободить авиакомпании от выплаты НДС на компенсации, которые будут получены из бюджета. В противном случае перевозчикам придется вернуть в бюджет 4,48 млрд руб. из полученных 22,4 млрд руб.
Источник “Ъ” в одной из крупных авиакомпаний объясняет, что новая сумма была рассчитана исходя из налоговых деклараций авиакомпаний по акцизам, поданным в ФНС. По его словам, в целом перевозчиков устраивает эта сумма: отрасль давно ждет выплат, и игроки хотят получить их как можно быстрее.
Собеседник “Ъ” говорит, что авиакомпании не поддержали инициативу ФАС. Отказ от выплат чартерным перевозчикам приведет к смене технологии расчета, что выльется в очередную задержку выплат, а сама технология может быть «непрозрачной».
В Минтрансе “Ъ” сказали, что выступают против начисления НДС на компенсации, добавив, что сегодня сроки выплаты компенсаций не определены. Глава АЭВТ Владимир Тасун называет позицию Минтранса конструктивной. В авиакомпаниях не ответили на вопросы “Ъ”.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает предложение ФАС спорным: одна и та же авиакомпания может обслуживать как чартерные, так и регулярные направления, что затруднит определение размера компенсации. Кроме того, далеко не всегда перевозчики, имеющие законтрактованные рейсы, имеют возможность повышать топливный сбор и компенсировать убытки от роста цен на авиакеросин, добавляет он. По мнению эксперта, ФАС в большей степени заинтересована в недопущении роста тарифов на регулярных направлениях – именно они воспринимаются как свидетельство ценовой доступности авиаперевозок. Поэтому, считает он, есть соблазн направить весь объем компенсации компаниям, работающим на регулярных линиях.
Герман Костринский
Рисунок: Виктор Чумачев / Коммерсантъ