На руку «челнокам» смягченные визовые правила, которые действуют между Турцией и Россией, а также другими странами Восточной и Центральной Европы. Благодаря им можно совершать перелеты, которые длятся всего два с половиной часа, в российскую столицу хоть каждый день, вооружаясь чемоданами с текстильной продукцией, которую производят стамбульские фирмы.
Этот груз, который состоит в основном из женских платьев, пользуется большим спросом у российских ритейлеров.
Как рассказал один из «челноков», между собой они называют свою работу не «челночной торговлей», а «перевозками». Оценить, сколько именно людей занято в этом процессе, практически невозможно. Но доход каждого из них может достигать 6 000 турецких лир в месяц.
«Я совершаю 25 рейсов в месяц и зарабатываю 2 500 долларов», — говорит один из торговцев.
По его словам, российские предприниматели охотно сотрудничают с турецкими текстильными магазинами в Стамбуле и платят приблизительно $15-16 за килограмм груза. Если бы они заказывали товары обычными грузоперевозками, то в итоге заплатили бы за груз на треть меньше. Но и ждать им пришлось бы минимум 10 суток.
Иногда случается так, что в одном самолете летит группа из 20 челноков и везет с собой в общей сложности 1.4 тонны текстильной продукции из Стамбула. В Москве они передают товар посредникам и первым же рейсом возвращаются обратно в Стамбул.
Торговля прежде всего сосредоточена в стамбульском районе Лалели и в глухих переулках соседнего Аксарая, вблизи к историческому и туристическому сердцу города.
Торговля была важным источником дохода для Турции, начиная с падения Советского Союза, когда люди из России, Румынии, Грузии, Азербайджана и Армении начали приезжать сюда в 1990-ых, чтобы купить товары, отвезти их на Родину и продать там на рынке.
Согласно Центробанку Турции, челночная торговля, в которой задействованы выходцы из Центральной и Восточной Европы, закупающие товары народного потребления в стамбульских магазинах, достигнет по данным на 2014 год $7,4 миллиардов.