Российские круизные компании довольны летним сезоном. На волне кризиса резко возрос спрос на путешествия по рекам России, прошлогодние значения уже превышены. Текущая положительная динамика дает надежду на развитие тренда. Однако ни туристов, ни денежной массы не прибавилось. Подробнее о том, как круизный рынок справляется с вызовами времени, — в материале «Известий».
Пандемия коронавируса сдвинула начало летней навигации на реках России практически на два месяца. Маршруты были открыты только в последней декаде июня. Согласно предварительным итогам летних продаж, этот сегмент внутреннего рынка восстанавливается уверенными темпами: каюты на речных лайнерах в июле и августе были заполнены на 100%.
Вид на круизный теплоход «Урал» и Спасо-Преображенский собор в Рыбинске
Директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский оценил августовский прирост продаж в 30%. Рост спроса, по словам эксперта, сформировался за счет целой череды счастливых совпадений и объективных причин. Круизы — один из самых стабильных внутренних рынков с большой долей возвратности. Многие туристы ждали возобновления навигации и не переориентировались на другие направления.
К постоянным клиентам прибавились и новые. Спросу способствовали и закрытые границы, и интерес к новым впечатлениям. При этом сегмент водных путешествий активно развивается и за счет улучшения качества продукта, сервиса и программ. На некоторых российских теплоходах есть all inclusive с блюдами разных кухонь мира. Кроме того, идет обновление флота.
Помогает российскому круизному рынку чувствовать себя стабильно и совершенствование технологий. Благодаря автоматизации процесса бронирования покупка круиза становится простой процедурой, сравнимой с бронированием стандартного турпакета.
Во время прогулки на круизном теплоходе на Рыбинском водохранилище
Обратили эксперты внимание и на рост числа розничных компаний, решивших в этом году продавать круизы.
— Очевидно, что в поисках выхода из депрессии, охватившей сферу массового выездного туризма, турагенты начали искать дополнительные источники дохода. Новой нишей для них стал круизный рынок. Это вполне естественно, ведь он является одной из самых стабильных сфер туриндустрии. Популярность речных путешествий по России растет с каждым годом на 20–25%, 80% круизных клиентов — возвратные, — рассказал Андрей Михайловский.
Впечатляющие показатели в этом году во многом объясняются и тем, что круизы стали доступнее, средний чек снизился. А с акцией по возвращению кэшбэка за туры по стране водные путешествия стали еще выгоднее. Эксперты отмечают, что раньше на круизные путешествия в основном ориентировались туристы в возрасте за 60 с доходами выше среднего. Сейчас клиент молодеет.
Вид на круизный теплоход «Волга Дрим» и Преображенскую церковь на территории государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи»
В целом об активном восстановлении круизного туризма говорят все, но с оговоркой: в ближайшее время к докризисному уровню доходности вернуться не удастся. Наблюдатели обращают внимание на большое количество проблем, тормозящих приближение к прежней жизни.
Примерно 50% круизов компаний «Водоходъ» и «Мостурфлот» продавалось иностранным туристам. Сейчас эта клиентура недоступна из-за связанных с пандемией ограничений.
— Традиционно продажи для иностранного рынка мы открывали за два года. Осенью должны были стартовать бронирования круизов на 2022 год. Сейчас сохраняется неопределенность с открытием границ. А потому высокий интерес интуристов не доходит до реальных бронирований. В случае открытия границ в скором времени ситуация, безусловно, изменится в лучшую сторону. Но мы сможем рассчитывать только на полноценные продажи навигации – 2022. Полноценно отработать 2021 год, с большой вероятностью, не получится. Многие заявки по несостоявшимся в этом году турам перенесены на 2021 год, часть броней уже аннулирована, — рассказала замдиректора «Мостурфлота» Светлана Гончарова.
Круизный теплоход «Русь» у Шекснинского гидроузла
На вопрос, удается ли замещать зарубежную клиентуру россиянами, Гончарова дала отрицательный ответ, пояснив, что соотечественники тоже не торопятся строить планы на следующий год. Основная часть бронирований на российском рынке на 2021 год — это тоже перенесенные заявки.
Между тем Гончарова подтверждает наблюдения коллег: навигационная заполняемость речных круизов по итогам июля и августа находилась на максимальном уровне. Однако, если учитывать, что общий размер флота сократился, нельзя говорить о приросте ни по численности туристов, ни по денежной массе. Да, есть надежда на сентябрь, но она слаба. Традиционно этот месяц низко рентабелен. В этом году в компании ожидали лучших продаж, но заметного прироста не увидели. Бронирования идут с динамикой, присущей сентябрю. Да к тому же еще и пострадала глубина бронирований.
Вид на круизные теплоходы на Волге
— Печально, что пока мы не получили никакой помощи от государства, которая нам была обещана (кредиты, субсидии) как системообразующему предприятию особо пострадавшей от пандемии отрасли», — сетует Гончарова.
По оценкам экспертов, по итогам года снижение доходов в сегменте речных круизов составит более 50%.
— Круизный рынок в тяжелом положении, — подтверждает гендиректор представительства Dreamlines в России Федор Егоров. — Но рынок морских круизов находится в более плачевном состоянии, нежели речной. Помимо приостановки самих круизов всё еще действуют ограничения на въезд/выезд в страны, где находятся основные порты (Италия, Испания, США и другие). Так что, несмотря на то что некоторые компании запустили круизы, попасть на них мы пока не можем. В прошлом году спрос на морские круизы увеличился более чем на 25% по сравнению с 2018 годом. А этот год обещал еще большие объемы.
Продажа сувениров на территории Горицкого Воскресенского монастыря в Вологодской области
Андрей Михайловский настроен более позитивно. Он уверен: несмотря на кризис в отрасли, в сегменте речных круизов наметились позитивные тенденции, и в следующем году они окрепнут.
— И мы сможем не только вернуть потерянные объемы, но и подрасти, — говорит эксперт.
Представитель круизного туроператора на условиях анонимности объяснил, какие корректировки нужны сегменту для приближения к европейскому уровню развития. Для сравнения: в России услугами речных круизов в 2019 году воспользовалось чуть более 340 тыс. туристов, в Европе — порядка 1,8 млн.
— Круизный рынок динамично развивается, здесь есть куда расти. Необходимо решить существующие проблемы. В первую очередь снять инфраструктурные ограничения. Из-за отсутствия портов и причалов регионы недополучают туристов. Часто мы в профессиональном сообществе обсуждаем и проблему обмеления рек. Для того чтобы не отменять рейсы, нужно углубить дно, укрепить берега, — рассказал эксперт.
Отдыхающие во время прогулки на круизном теплоходе в районе затопленной церкви Крохинского погоста у истока Шексны из Белого озера
В числе основных задач наблюдатели называют и пополнение флота новыми судами. Ведь основа флота даже у самых крупных речных компаний — теплоходы не моложе 30 лет. Инфраструктура на бортах, конечно, более современная, но потребности в современных судах это не снимает. Окупаемость нового флота — больше 10 лет. Компаниям будут необходимы гарантированные как судоходные, так и экономические условия. Снова возникает вопрос об обмелении рек, которое приводит к отмене программ или, например, резком росте цен на топливо и, соответственно, на конечный продукт.
— У речных круизов есть сформировавшаяся аудитория поклонников, они готовы платить за свой отдых. Но если мы говорим о массовом туризме, то многих туристов шокирует цена на круизы по рекам России, — высказали мнение представители туристической розницы.
Эксперты круизного рынка объясняют не всегда привлекательный ценник короткой навигацией (с мая по октябрь), ограниченным предложением речных круизов по России, малой вместимостью судов, растущими ценами на топливо и продукты питания.
Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин