И без того непростая и напряженная обстановка на туристическом рынке вновь усугубилась.На этот раз причиной этому стали новости о поправках в Налоговый кодекс, якобы предусматривающие тотальный контроль со стороны налоговой службы за передвижением средств на счетах частных лиц, а также 20%-е штрафы за «скрытие доходов», которые появились в ряде СМИ в конце прошлой недели. Впрочем, как подчеркивают эксперты, в действительности налоговая и раньше могла получать информацию о счетах частных лиц, точно также, как и взимать 20%-е штрафы.
Итак, речь идет о поправках в статью 86 НК «Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля». И тут ключевым моментом является тот факт, что банки и раньше были обязаны отвечать на запросы налоговой относительно операций и остатков на счетах частных клиентов, однако с вступлением в силу новых поправок в статье 86 появятся упоминания о так называемых металлических счетах. Более того, так напугавшие многих 20%-е штрафы за неуплату налогов были введены в нашей стране еще в 2006 году. «Налоговая инспекция выборочно проверяет счета физических лиц. Если выявлен не указанный в декларации доход, физическое лицо уплачивает не только налог, но и штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ). Статья Налогового кодекса действует с 2006 года», - пояснила корреспонденту «ТУРПРОМ» Елена Иванова, гендиректор юридической компании «Аудит-контур Плюс».
А вот другое гораздо более значимое измените, по мнению эксперта, туристический рынок все-таки коснётся: 14-го июня премьер-министр России Дмитрий Медведев на заседании кабинета министров сообщил, что Правительство предлагает повысить базовую ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. К слову, ранее планировалось повышение НДС аж до 22%.
«Повышение ставки до 20% коснется товаров, работ и услуг, которые в настоящее время облагаются налогом по ставке 18%. Эту ставку предполагается сохранить до конца 2018 года. А с 2019 года с реализации большинства товаров, работ и услуг компании будут платить в бюджет 20%. При этом льготная ставка налога в 10% пока будет сохранена. Нулевая ставка также сохранится», - пояснила Елена Иванова.
По ее словам, НДС - косвенный налог, его платят по цепочке все, кто участвует в создании товаров и услуг. Но в итоге он чаще всего перекладывается на конечного потребителя, поэтому повышение НДС может негативно сказаться на доходах населения и покупательной способности, кроме того, это может подстегнуть инфляцию. Также повышение ставки может привести к снижению прибыли компаний.
«Большинство туристических компаний применяет упрощенную систему налогообложения. Такие компании не являются плательщиками НДС, поэтому налоги турфирмы не увеличатся. Однако, учитывая, что входящий НДС упрощенцы относят на расходы, то расходы в 2019 году будут больше, а прибыль уменьшится», - отметила руководитель «Аудит-контур Плюс», добавив, что турфирмы на общей системе налогообложения будут уплачивать при одной и той же выручке больший по размеру НДС, поскольку вырастет НДС с агентского вознаграждения, в части услуг, которые туроператор реализует по агентским договорам с поставщиками услуг, входящих в турпродукт. «Увеличится НДС с услуг по оформлению виз, при отсутствии входящего НДС, кроме небольшого НДС с услуг визового центра. При этом следует отметить незначительное увеличение НДС к вычету по агентским договорам с турагентам, так как большинство агентов применяет УСН. Конечно, вырастет НДС, применяемый к вычету с общехозяйственных и коммерческих расходов. Но, как правило, не все они имеют НДС. Многие услуги оказываются индивидуальными предпринимателями, которые не платят НДС, большую долю расходов составляет заработная плата. Таким образом, в 2019 году турфирмы без увеличения доли расходов с НДС будут платить в бюджет больше налога. При формировании турпродукта по договорам возмездного оказания услуг, при условии, что поставщики туристских услуг будут являться плательщиками НДС, и состав общехозяйственных и коммерческих расходов будет условно-постоянным, НДС увеличится незначительно», - заключила г-жа Иванова.
Как отмечает известный экономист Михаил Хазин, «НДС - это налог на предприятия, которые обеспечивают высокую долю добавленной стоимости, то есть высокотехнологичные производства. Он отличается двумя особенностями. Его легко собирать, что очень удобно для Министерства финансов и налоговой службы. А еще он характерен для стран с сырьевой экономикой. Он был введен в начале 90-х по инициативе Международного валютного фонда (МВФ), чтобы облегчить работу для наших налоговиков, которые тогда эффективно администрировать и собирать налоги не могли, и заодно чтобы серьезно притормозить нашу высокотехнологичную отрасль. <...> И сейчас МВФ нужно держать Россию как сырьевую экономику. Потому и обсуждается, как поднять НДС, а не как его отменить. Что касается оборотного налога, то он сильнее всего бьет по финансовым институтам. По этой причине нам бы стоило ввести оборотный налог на спекулятивные операции, например, на валютный обмен. Гражданину, покупающему валюту раз в год при выезде за рубеж в отпуск, от этих двух процентов налога ни жарко, ни холодно. А вот для банков, которые вместо кредитования реального сектора спекулируют валютой, покупая и продавая ее по несколько раз в день, для них оборотный налог станет серьезной нагрузкой».
Фото Турпром.ру