Чем красна «Красная изба»?

В Великом Новгороде прошел первый международный практический семинар «Организация туристской деятельности города. Успешная практика ТИЦ в России и за рубежом», на который приехали туристские администрации Московской, Владимирской, Псковской, Тюменской, Иркутской, Калужской, Смоленской, Вологодской и Новгородской областей, а также представители питерской консалтинговой группы «Город мастеров». Туристические информационные центры (сокращенно ТИЦы) – явление на нашем туристическом рынке сравнительно новое. Хотя на Западе они известны аж с позапрошлого века. Куда в Европе идет с самыми разнообразными вопросами – от адресов музеев, отелей и ресторанов до местонахождения ближайшего туалета (кстати, независимо от стран – это один из самых задаваемых вопросов) впервые приезжающий в незнакомый город человек? Разумеется, в находящийся в самых людных, самых «туристических» местах города ТИЦ. Первый ТИЦ в России, созданный в рамках программы «ТАСИС – породненные города» и базирующийся на партнерстве туристического бизнеса и муниципальной власти, появился лишь в ХХI веке. Срубленная в сугубо национальном вкусе двухэтажная деревянная избушка, соответственно и названная «Красной избой», появилась в мае 2001 года на Сенной площади Великого Новгорода, как раз напротив кремлевской стены, именно там, где находится большая стоянка туристических автобусов. «Крестным отцом» новгородского ТИЦа и образцом для его деятельности стал Офис туризма Страсбурга, основанный еще в 1895 году. Его исполнительный директор Патрис Жени и советник мэра Страсбурга по вопросам развития туризма Жан-Жак Гзель приняли активное участие в новгородском семинаре, причем г-н Жени вполне серьезно заметил, что получившая недавно от независимой экспертизы высшую для ТИЦев оценку (4*) «Красная изба» стала настоящим маленьким «посольством» Страсбурга в России. Французы весьма щедро поделились с участниками семинара многолетним опытом по организации всеевропейских знаменитых Страсбургских рождественских ярмарок. «Красной избе» через неполные десять лет своей работы, действительно, есть чем гордиться. За прошедшие годы «изба» неоднократно признавалась лучшим туристским информационным центром России. Она является лауреатом Национальной туристкой премии Юрия Сенкевича и активно способствовала успеху проводившегося в минувшем году в Великом Новгороде 1150-летнего юбилея города и Ганзейских дней – праздника в Европе весьма престижного. Новгород получил право на их проведение еще в 1992 году. И если сначала функции работающей ныне практически круглосуточно (в ночное время турист может получить нужную справку по «горячему» телефону) «Красной избы» сводились в основном к информированию туристов об исторических памятниках Великого Новгорода, то теперь это – фактически один из его важнейших культурных центров. За годы работы офиса туристский поток на «родину России» (официальный бренд Великого Новгорода) вырос с 70 до 180 тыс. человек. Из них в прошлом году около 12 тыс. прошли через «Красную избу» – на тысячу больше, чем в 2008-м. Теперь центр занимается как продвижением новгородского турпродукта на отечественный и зарубежный рынки, так и издательской деятельностью. Уже в нынешнем году в качестве средств массовой информации зарегистрированы реорганизованный интернет-портал «Красной избы» (в прошлом году по сравнению с 2008 годом количество его посетителей увеличилось на 72%) и путеводитель по городу, который отныне будет издаваться дважды в год. Кроме того, имеющий статус некоммерческого партнерства и муниципального автономного предприятия новгородский ТИЦ является крупным координационным центром, связывающим 37 крупнейших предприятий города (для сравнения – в страсбургском туристическом партнерстве более 700 членов) в той или иной мере причастных к туризму, и поставщиком на российский туристический рынок успешных бизнес-моделей работы ТИЦ. Именно это направление работы новгородского ТИЦа вызвало наибольший интерес у участников. Далеко не везде ТИЦы работают столь успешно, как в Новгороде или, например, в Ленинградской области, покрытой целой сетью ТИЦ-ов. Только за последнее время подобные закрылись в Пскове и Нижнем Новгороде. Вопросы по сути своей были далеко не новы. Как привлечь предприятия, работающие в туризме (гостиницы, музеи, рестораны, развлекательные центры, сувенирные магазины и т. д.) к участию в партнерстве? Как растолковать, что работа в такой «единой упряжке», каковой по сути своей являются ТИЦы, означает не только ежегодный взнос, но и вполне очевидную выгоду? Стоит ли принимать в партнерство всех без разбора или избирательно? На чем зарабатывать ТИЦу, а какие услуги для туристов должны быть бесплатными в принципе? В каких организационных формах может работать ТИЦ? Как построить сотрудничество с местными властями, а где-то – и просто заинтересовать в развитии туристической отрасли? Ведь ни для кого не секрет, что ТИЦы успешно работают только там, где администрации разного уровня четко осознали экономическую выгоду развития туризма. «В этом деле нужно очень разумно сочетать метод убеждения и использование административного ресурса. Основными инструментами для создания эффективного ТИЦ должны быть системное партнерство между властью и бизнесом и, особенно, прозрачное финансирование и понятные правила игры», – заявил председатель Комитета по туризму и зарубежным связям администрации Великого Новгорода, вице-президент некоммерческого партнерства «Офис туризма Великого Новгорода» Исак Фрейдман. Он полагает, что ТИЦ должен быть максимально близок к экономическому блоку в управлении городом, но при этом очень тесно сотрудничать и с блоком культуры. Очень важно найти нужный формат туристского офиса, даже правильно определить его географическое расположение. Он должен находиться там и только там, куда приходит каждый турист. Главная задача такого офиса – «продвигать» город, организовать комфортную среду для их приема и превратить офис в площадку, на которой участники партнерства могут обсуждать все свои проблемы. «Между прочим, – заметил г-н Фрейдман, – при создании нашего партнерства я был уверен, что мы забежали на 3-4 года вперед, и российское законодательство понемногу изменится для нас в лучшую сторону. Увы, проблем не убавилось». Схожие мнения звучали и в кулуарах. «Всё, как всегда в России, традиционно упирается в конкретные личности, – невесело заметил один из участников семинара. – Даже невероятная для многих малых городов чистота новгородских улиц свидетельствует о том, что «отцы города» весьма заинтересованы в том, чтобы поток туристов к ним рос с каждым годом. А у нас...». Иногда на семинаре – с помощью питерских консалтинговых экспертов это почувствовалось особенно остро – сами работники ТИЦ и туристических администраций не очень четко и конкретно понимают, чего же, собственно, они хотят, не умеют ни позиционироваться на рынке, ни продвигать свой продукт, ни работать с весьма разнообразными и разнохарактерными партнерами. На семинаре был представлен новый проект, в котором активно участвует «Красная изба» – с 16 по 18 сентября в Великом Новгороде пройдет I Российский фестиваль туристических фильмов. Принимает его ТИЦ не без основания – в прошлом году на таком же международном фестивале в Риге номинацию «Сакральный туризм» выиграл фильм о «родине России». «Возможность обучения и обмена опытом в рамках международного практического семинара в Великом Новгороде настолько заинтересовала представителей туристских администраций субъектов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, что проведение семинара решено сделать ежегодным, – сказала директор «Красной избы» Оксана Чернега. – Следующий практический семинар состоится на родине России – в Великом Новгороде, в апреле 2011 года. Он соберет специалистов туриндустрии из стран Западной и Восточной Европы, России и стран СНГ».

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru  Подпишитесь на ежедневный дайджест Новостей Турбизнеса и спо туроператоров СПб и Мск  Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Октябрь 19, 2021 - 09:39

ФНС пояснила, когда налоговые органы могут признать индивидуального предпринимателя недействующим и снять его с учета.

 

Октябрь 18, 2021 - 10:26

Рестораны в Москве, Санкт-Петербурге и Перми возьмут на работу роботов для проверки QR-кодов привитых от коронавируса и переболевших им граждан, сообщили РИА Новости в компании "Промобот".

 

Октябрь 14, 2021 - 14:46

Российские туроператоры приступили к формированию полетных программ на египетские курорты Шарм-эль-Шейх и Хургада на чартерных рейсах и планируют запустить их с 9 ноября.

 

Октябрь 12, 2021 - 09:46

Уровень деловой активности малого и среднего бизнеса в России растет, говорят исследования. На втором году новой, «пандемийной» реальности многие участники рынка наконец «почувствовали почву» под ногами. Но далеко не все и не везде. Есть целые отрасли, которые до сих пор не оправились от последствий локдауна.