Туроператоры надеются, что к речному форуму в Завидово, который пройдет в июне, Минэкономразвития на основе недавних обсуждений в Астрахани разработает и предложит бизнесу план совместных действий, дорожную карту развития круизного туризма.
Напомним, 26-27 февраля в Астрахани прошел первый Межрегиональный форум по вопросам развития круизного туризма на Волге и Каспии. Его организаторами выступили Минэкономразвития, правительство Астраханской области, министерство культуры и туризма региона, участие приняли представители многих регионов России.
В своем выступлении глава Минэкономразвития Максим Орешкин отметил, что круизная отрасль России входит в негативную спираль: требования туристов растут, глобальная конкуренция увеличивается, а качество предоставляемых услуг из-за старения флота снижается. Одновременно, по данным министерства, рентабельность компаний, которые оперируют в круизном сегменте, снизилась с 9% до 2,5-3%. На этом фоне странно говорить о том, что есть свободные средства для реинвестирования в обновление основных средств. Поэтому важно создать условия, чтобы обновление флота для бизнеса было доступным. Программы существуют – это и лизинг, и гранты. Одно из решений – расширение этих программ.
Мы поинтересовались у туроператоров-участников форума впечатлениями от состоявшейся встречи. По их словам, она прошла на хорошем организационном и содержательном уровне. Как рассказал RATA-news генеральный директор нижегородской группы компаний «Гама» Дмитрий Галкин, с самого начала к подготовке форума, работе над программой и выступлениями было подключено бизнес-сообщество, в том числе туроператоры. В итоге на форуме, несмотря на его масштабность, удалось обсудить не только большие стратегические задачи, но и такие проблемы бизнеса, до которых редко доходит дело на встречах такого уровня.
По словам главы Волгоградского отделения РСТ, директора компании «Круиз» Алексея Растегаева, астраханский форум действительно получился по-настоящему рабочим: «Всем туроператорам дали возможность высказаться, обозначить основные проблемы и предложить пути их решения. Было видно стремление Минэкономразвития иметь всестороннее представление о ситуации в отрасли». Дмитрий Галкин также отметил системный подход ведомства.
«На этом форуме участники рынка встретились с первыми лицами Минэкономразвития, Минпромторга, от которых зависит развитие круизного туризма. Очень ценно, что это был именно диалог власти и бизнеса о том, как работать дальше», – отметила генеральный директор самарской фирмы «Спутник-Гермес» Наталья Денисова.
Форум не случайно проходил в Астрахани: одна из проблем круизной индустрии – снижение популярности маршрутов с заходами в города средней и нижней Волги. Спрос переориентировался на верхнюю Волгу, где ежегодно открываются новые стоянки, туристы могут увидеть все больше маленьких старинных городков и поселений. В Саратове, Волгограде, Астрахани стало меньше круизных туристов, а причина, по словам г-на Растегаева, в высокой стоимости судозаходов в некоторых городах. «Например, в прошлом году в Самаре она составляла 26 рублей за погонный метр, в Саратове – 25, а в Волгограде и Астрахани – 90 и 109 соответственно, хотя в 2016-2017 тариф также был 25 рублей», – пояснил эксперт. Кроме того, не хватает благоустроенных зеленых стоянок, хороших пляжей, кабинок для переодевания. Даже просто рынков, на которых туристы, как прежде, могли бы купить традиционные деликатесы нижней Волги, например, рыбу, фрукты, арбузы.
В итоге, как подтвердила г-жа Денисова, если на маршруте Самара – Астрахань – Самара компания «Гермес» в 2016 году перевезла 1810 туристов, в 2017 году – 1473, а в 2018 году – всего 1154 туриста. Падение – более 35%. Эксперт согласна с доводами г-на Растегаева. Ситуация с ценами на стоянку судов и качеством инфраструктуры, например, на маршруте Самара – Нижний Новгород – Самара лучше, соответственно, там и поток вырос на 40% – с 2034 человек в 2016 году до 2800 в 2018-м.
Однако главные проблемы речных круизных компаний – старение флота, резкий рост тарифов, а также серьезное падение маржинальности бизнеса, которое не позволяет инвестировать в его развитие. «И эти проблемы туроператор не может решить без помощи государства. Из-за скачка цене на топливо каждый сезон для нас – на грани риска, мы не знаем, что он нам преподнесет. Например, на Дунае для круизных компаний действует фиксированная цена на топливо, поэтому лайнеры идут один за другим, хотя там плыть особенно некуда. А круизы по Волге вместо того, чтобы дешеветь, дорожают каждый год и скоро станут недоступны среднему классу. 12-дневный круиз Самара – Москва стоит в среднем 90 тыс. рублей на человека. Если у нас субсидируют авиаперевозки, почему бы не включить в эту программу и круизные компании?» – заметила г-жа Денисова.
По словам собеседницы, для реального выхода из кризиса круизной отрасли необходимо четкое разграничение сферы обязанностей участников рынка и власти: «Каждый должен делать свое. Туроператор – создавать продукт, продвигать его, продавать, государство – углублять Волгу, создавать инфраструктуру, строить новые ссуда. Бизнес хочет участвовать в строительстве судов, но без поддержки государства, местных властей это не осилит ни крупный, ни тем более средний оператор. Стартовая стоимость нового лайнера – 2,5 млрд. рублей. Мы посчитали все свои возможные траты и поняли, что это для нас неподъемно, мы точно на себя такие риски не возьмем».
Дмитрий Галкин неотложной задачей считает обновление флота круизных компаний. «Все ждут новых теплоходов, без них уже никуда. Я считаю, что момент сейчас просто переломный: если правительство продолжит и расширит программу строительства и лизинга, круизный туризм будет развиваться. Многое другое, в том числе, причалы, стоянки – в рабочем состоянии, «не горят». В любом случае, это реально сделать совместными усилиями местных администраций и власти. Не знаю ни одного губернатора и региона, где не делали бы ставку на туризм, поэтому деньги на эту и другую инфраструктуру должны найтись. В любом случае, это затраты, не сравнимые с покупкой нового судна», – пояснил он RATA-news.
В правительстве считают, что стимулировать строительство новых круизных судов можно путем субсидирования процентных ставок по лизингу и предоставления лицензионных грантов. Как сказал на форуме вице-президент «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) по гражданскому судостроению Игорь Шакало, эффективная лизинговая ставка по круизным судам не должна превышать 2,5%. В противном случае лизинг просто не работает. «Эти расчеты были представлены руководству страны, мы ожидаем, что на их основе будут приняты решения», – сказал эксперт. Какими окажутся решения Минэкономразвития, туроператоры, возможно, узнают уже через три месяца – на форуме в Завидово.
Светлана Ставцева, RATA-news
Фото: Rusturinvest.ru