1 июня ОАО "РЖД" объявило о начале продажи электронных билетов через Интернет. Вроде бы и улучшение сервиса, но есть подводные камни. Как купить билет на "Аллегро", что нравится и что не нравится пассажирам, разбиралась "Фонтанка.fi". Мы провели импровизированный опрос пассажиров "Аллегро". Спрашивали о том, удобен ли поезд, легко ли купить на него билеты, стоит ли он тех денег, которые приходится платить за билеты? (Напомним, с июля ожидается подорожание проезда на этом маршруте.) «Поезд удобный, действительно быстрый. Цена для меня высоковата, то есть в обычных обстоятельствах я предпочту другие средства транспорта. Из минусов - не все розетки в поезде работают», - рассказала Вера. «Смущает цена - в командировку ехать здорово, но за свои деньги я пока предпочту по старинке автобус - как минимум в одну сторону», - поделилась с нами опытом Виктория. «Ехать очень удобно, но дорого. Удивило отсутствие WiFi в поезде, хотя на сайте РЖД была прорекламированна такая услуга. Когда сказал проводнику, тот посмеялся и спросил: "Ты на каком сайте это прочел? РЖД?" - "Да". - "Ну правильно, а на финском сайте такой информации нет". Может, конечно, сейчас они уже и сделали Интернет. Билеты было покупать неудобно. Онлайн билеты в марте не продавали. Пришлось ехать в кассу на Витебский вокзал, где, как выяснилось, не принимают пластиковые карты, и пришлось бегать до ближайшего банкомата за деньгами. Каменный век, короче», - рассказал Александр. «На Финляндском вокзале народу меньше, чем на Московском, и машину там проще поставить, чем в центре. В общем, расположение вокзала считаю плюсом. Цены на билеты: дорого это или нет, понять не могу. С одной стороны, ты не стоишь в пробках на границе, не нервничаешь (ну, например, по поводу опоздания в аэропорт). Да, за комфорт надо платить. Возникает еще один вопрос: если ты едешь в аэропорт в Хельсинки, значит, пытаешься сэкономить, купив дешевые билеты. Но с "Аллегро" вся эта экономия исчезает (ведь надо еще от вокзала в центре города доехать до аэропорта, а это еще траты на такси или автобус). Опять же если ты едешь не обособленно (с друзьями или одна), то получается не очень дорого, но если ты едешь с семьей, бюджет один на всех, получается на 4 человек 336 евро в одну сторону, и это уже много. Лучше, конечно, доехать на автомобиле или на специальной маршрутке. Покупать билеты можно в кассах РЖД или у каких-нибудь агентств. Я в РЖД покупала, вполне удобно», - рассказывает Анна. Таким образом, отсутствие необходимости стоять в пробках, несомненно, радует петербуржцев, а вот отсутствие Интернета, сложности с работой розеток и, что важно, отсутствие удобной возможности купить билет играют против поезда. С последним в ОАО "РЖД" вроде как начинают бороться. Билеты можно купить в электронном виде на специальном сайте. Правда, сразу настораживают несколько моментов: для того, чтобы купить билет на сайте, нужно зарегистрироваться. Процедура не для слабонервных - у корреспондента "Фонтанки.fi" ушло на нее со всеми поисками незанятого логина и прочими операциями около получаса. Во-вторых, оплатить билет можно только определенной банковской картой: «При использовании Visa Electron и Maestro убедитесь, что на Вашей карте имеется код CVV2 (CVC2), размещенный на оборотной стороне банковской карты», — любезно предупреждают на сайте РЖД. Нет такой карты? Свободны. А после всех описанных и неописанных процедур нужно все равно идти оформлять билеты в международные кассы (список на сайте РЖД найти можно). Сотрудники этих касс, как показывают практика корреспондента "Фонтанки.fi" и отзывы читателей, работают с той неторопливостью, которую авторы анекдотов приписывают финнам, — так что планируйте время. Впрочем, наши читатели не теряют оптимизма и надеются, что покупать билеты будет все-таки удобнее. Кроме того, целесообразно оплатить билеты заранее, если вы не уверены в их наличии. Но стоит ли беспокоиться о том, что билетов в наличии не будет? В русской и финской железнодорожных компаниях получить эти данные не удалось, поэтому мы попробовали рассчитать их самостоятельно. Итак, по данным ОАО "РЖД", в I квартале (за январь - март 2011 года) между Санкт-Петербургом и Хельсинки было перевезено 57,3 тыс. пассажиров (к сожалению, РЖД не указывают, учитывались ли в этой статистике пассажиры, купившие билет не до Хельсинки, а до другой финской станции, а также пассажиры, приехавшие из Санкт-Петербурга в Хельсинки поездом Москва - Хельсинки). С учетом того, что до 29 мая ежедневно курсировали две пары поездов "Аллегро", в день совершалось 4 рейса. Таким образом, за период с января по март (90 дней) было совершено 360 рейсов (90 х 4). Средняя наполняемость поезда, таким образом, составляла 159 пассажиров на рейс (57,3 тыс. перевезенных пассажиров /360 рейсов). При этом, как рассказали в VR, в финской компании рассчитывали за 2011 год перевезти 250 тыс. пассажиров, то есть если в компании изначально рассчитывали на работу двух пар поездов в сутки, то плановая наполняемость поезда составляла 171 место (250 тыс. /(365 х 4)). Никто, правда, паниковать не собирается. Напомним, что мы в своих расчетах брали цифры за январь - март, а уже в апреле 2011 года спрос на поезда вырос: в период финских пасхальных каникул даже пришлось вводить дополнительные пары поездов. Кроме того, ожидается сезонный рост спроса на пассажирские билеты между Петербургом и Хельсинки. Изначально VR рассчитывала перевезти за год поездом Allegro 250 тыс. пассажиров. (в настоящее время прогноз увеличен, эта цифра будет выше расчетной, сообщили нам в VR Group). Так что переживать о том, что места вам не достанется, видимо, не стоит. И судя по всему, постоянные путешественники это уже поняли — в седьмом часу утра на Финляндском вокзале Петербурга можно наблюдать, как люди с чемоданами покупают билеты на стоящий уже на платформе поезд, подгоняя неторопливого кассира. О том, что пока большинство ездят в Финляндию автомобильным транспортом, а не железнодорожным, говорит и мини-исследование на нашем сайте: почти 600 читателей (из 1032 на момент написания материала), ответивших на наш вопрос о том, кто как добирается в Финляндию, предпочитают делать это на личном автомобиле, еще 242 респондента ездят на автобусах и маршрутках. И только 58 выбирают поезд.