Враждебная политика черногорского премьера может лишить государство главного источника доходов. Между Россией и Черногорией разгорается очередной дипломатический скандал. В распоряжении черногорской газеты Dan оказалось секретное послание министра иностранных дел Игора Лукшича в адрес главы МИД Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, в котором тот обвиняет Москву в попытках дестабилизации обстановки в Черногории. По словам Лукшича, российские власти оказывают давление на страну через Русскую и Сербскую православную церковь, оппозиционные партии и общественные организации. Лукшич ищет у Германии защиты от России, а также просит скорее принять страну в НАТО и ЕС, и обещает и впредь поддерживать все санкции и действия против Москвы.
Еще несколько лет назад подобная новость выглядела бы полнейшим абсурдом. Россию и Черногорию связывают трехсотлетние братские отношения, установленные Петром I и владыкой Даниилом, общая вера, нерушимый союз с «Маiком Русиjом» (матерью-Русью), крепкие экономические и культурные связи. Премьер-министр Мило Джуканович и другие высокие черногорские чины в Москве просили правительство России и русский бизнес поддержать слабую черногорскую экономику инвестициями во имя «братства навек».
Так и произошло: после отделения от Сербии в 2006 году бывшая нищая югославская провинция превратилась в одного из европейских чемпионов по зарубежным вложениям на душу населения именно благодаря российским деньгам. За несколько лет россияне суммарно инвестировали в экономику крошечной Черногории более двух миллиардов евро, обеспечив стране и ее руководству безбедное существование.
Крупный бизнес вкладывал в металлургию и добычу сырья, строительство отелей и туристической инфраструктуры. Тысячи россиян купили относительно недорогую (15-20 тысяч евро) недвижимость на курортах. Между нашими странами была создана зона свободной торговли.
Ситуация резко поменялась после 2010 года. Тогда власти маленького государства, несмотря на протесты большинства населения, взяли курс на вступление в НАТО, которое бомбило страну в 1999 году, и ЕС. Как говорят дипломаты, ключевым условием, которое негласно поставили руководству страны, стала «зачистка» Черногории от российского влияния, которое традиционно здесь было велико.
Первый звоночек прозвенел, когда полиция демонстративно отказалась вмешиваться в конфликт российских владельцев сталелитейного завода Железара в Никшиче и работников, заблокировавших вывоз продукции с предприятия. Российская компания, инвестировавшая десятки миллионов евро в модернизацию старого завода, терпела убытки, ее менеджменту поступали угрозы. История закончилась тем, что под машиной генерального директора сработало взрывное устройство. Полиция расследовать инцидент отказалась. В итоге компания вынуждена была в авральном порядке покинуть Черногорию, а власти забрали завод и продали его английской фирме.
Чуть позже правительство Черногории захватило крупнейшее предприятие страны — алюминиевый завод КАП, контролировавшийся кипрской компанией ЦЕАК Олега Дерипаски. Затем предприятие было продано за символическую сумму местному «авторитету» Веселину Пейовичу. Как пишут черногорские СМИ, теперь он ведет переговоры с европейскими компаниями о продаже завода за 100 миллионов евро, часть которых получат чиновники из окружения премьера Джукановича. Сейчас компания En+, которая осуществляет контроль за активами Дерипаски в цветной металлургии, требует компенсации от Черногории в международных судах.
Российских совладельцев одного из самых роскошных отелей Черногории — Avala в Будве — после завершения его строительства попросту не пустили в страну под надуманным предлогом, а в их отсутствие переоформили бизнес на местных «авторитетов». Наполовину построенный Сергеем Полонским между Будвой и Бечичами «клубный город» Astra Montenegro был конфискован в пользу государства по решению местного суда и продан другой компании. Теперь он называется Dukley Gardens.
Российские компании не допускают к участию в приватизации местных аэропортов, в тендерах на строительство электростанций. С последствиями политики Джукановича столкнулись и рядовые россияне — владельцы черногорской недвижимости. Полиция не спешит расследовать ограбления и квартирные кражи, ставшие частым явлением, и массовые аферы в сфере недвижимости, жертвами которых становятся наши соотечественники.
Черногория, в отличие от соседней Сербии, не будучи членом Евросоюза, в апреле 2014 года присоединилась к санкциям против России. Об этом объявил в ходе визита в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе бессменный премьер-министр страны Мило Джуканович.
В декабре прошлого года на улицах Подгорицы появились десятки больших рекламных щитов с антироссийскими высказываниями и логотипом НАТО. «Лучше банан в руке, чем российский сапог на шее», — гласила надпись на одних, на других — цитата из местного писателя-диссидента Милована Джиласа: «Русские никогда не были друзьями черногорцев, мы всегда были для них разменной монетой». Президент страны Филипп Вуянович, официально подтвердивший российскому МИДу свое участие в параде 9 мая на Красной площади, «неожиданно» передумал.
Парадоксально, но российские власти до последнего предпочитали закрывать глаза на враждебную политику Джукановича. Черногория, действуя в антироссийском русле, продолжала, по сути, жить на российские деньги, — почти треть бюджета страны формируют доходы от российских туристов. Только за прошлый год в Черногории их побывало около 400 тысяч (30 процентов от общего числа). По самым скромным оценкам, соотечественники добавили в казну государства полмиллиарда евро, то есть больше двух третей общих доходов от туризма в 730 миллионов евро.
Похоже, на самом высоком уровне все-таки решили перекрыть этот золотой поток: нельзя одной рукой брать деньги, а другой бить в спину. И главный вопрос теперь в том, насколько сильным будет ответ России.
Пока лишь Министерство образования России публично объявило о закрытии летних лагерей в черногорском Тивате, а российская федерация водного поло перенесла летние тренировки своих клубов из Тивата в дружественную Сербию. Но даже этих мер хватило для того, чтобы владельцы гостиниц в этом курортном городе заговорили о снижении туристического потока из России на 80 процентов.
Между тем советник президента России Сергей Глазьев выступил с гораздо более радикальным предложением: резко сократить число чартерных рейсов, а это 90 процентов всех авиарейсов в Черногорию. По его мнению, высвободившийся транспортный поток нужно задействовать для развития отечественной туристической индустрии — в частности, увеличить количество регулярных и чартерных рейсов в Крым и в города Черноморского побережья.
Если это произойдет, Черногория может остаться в будущем сезоне без российских туристов, а значит — без трети доходной части бюджета. Страну, для экономики которой туризм является основным источником дохода и долг которой приближается к 60 процентам ВВП, ждет неминуемый финансовый коллапс.
Туристы из ЕС пока не спешат ехать в Черногорию, ведь реальность там сильно отличается от картинок в рекламных буклетах: ежедневные перебои с электричеством, мусор на побережье и слив канализации в море. Местные отельеры в надежде хоть как-то компенсировать убытки уже объявили о скидках в 30-40 процентов для россиян, но в случае отмены чартеров это вряд ли поможет. Министерство туризма делает отчаянные попытки привлечь гостей из бывших республик СССР и даже Нигерии и Анголы, чтобы хоть как-то компенсировать иссякающий поток туристов, но высокий курс евро делает эту работу бесполезной.
Впрочем, отношение большинства населения Черногории к Москве сильно отличается от позиции официальных властей, и, возможно, Москва поэтому так долго тянула с ответом. В черногорском народе сильна вера в то, что Россия была, есть и будет его защитницей. Как считает один из авторов доклада «Черногория: цена евроинтеграции» Максим Киселев, существующий дисбаланс, при котором население настроено пророссийски, а во власти пророссийские силы практически не представлены, создан искусственно — стараниями иностранных политтехнологов.
В это время уровень жизни в стране падает, недовольство политикой Джукановича растет, и уменьшение числа российских туристов его только усилит. В следующем году в стране пройдут выборы. Похоже, расклад на пляжах балканского курорта в предстоящем туристическом сезоне во многом определит и результаты выборов.