На II Международном конгрессе туроператоров, который проходил в Минске, заявили, что в России растет черный рынок туроператоров: как стало известно корреспонденту «Известий», он превышает официальный приблизительно в три раза.
Более того, новые решения, принятия которых ожидают в сфере туризма, ситуацию могут только усугубить. В частности, речь идет о возможном изменении понятия «туристический продукт» в законодательстве, которое может выбросить в тень очень большую долю турагентов. А с контрольно-надзорной деятельностью, считают эксперты, есть серьезные проблемы. Подробности — в материале «Известий».
Разъяснение министерства
Проблему с ростом черного рынка озвучил директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.
— Все это знают и осознают. Поверьте мне, и регулятор тоже об этом знает, — сказал он присутствующим на конгрессе участникам. — Однако многие исполняют закон только до тех пор, пока могут его физически исполнять.
После этого он рассказал об истории с одним из туроператоров из Псковской области, который работает неофициально. «Известиям» директор «Турпомощи» пояснил, что речь идет о незаконной работе по выездному туризму туроператора «Глобал Трэвл Псков»: в едином федеральном реестре туроператоров Минэкономразвития эта компания зарегистрирована как организатор только внутреннего туризма, что, однако, не мешает ей реализовывать туры в Белоруссию. На это «Турпомощи» указала компания ООО «Континент-тур», а ассоциация довела информацию до министерства.
Незадолго до конгресса был получен ответ на письмо от регулятора. Последний его абзац Александр Осауленко зачитал: «Вместе с тем информируем, что в целях соблюдения туроператором обязательных требований в сфере туристской деятельности, установленных ... 132-ФЗ, Департаментом по реализации проектов в сфере туристической деятельности Минэкономразвития России направлено соответствующее обращение в адрес самой компании для разъяснения указанной ситуации».
Министерство экономического развития РФ подтвердило «Известиям», что, получив письмо от ассоциации «Турпомощь», в адрес компании направили обращение для разъяснения указанной ситуации. Минэкономразвития пообещало проинформировать о развитии событий.
Каков объем черного рынка туроператоров
Александр Осауленко в беседе с «Известиям» привел такую оценку: объем черного рынка может превышать официальный приблизительно в три раза.
— Это могут подтвердить и простые цифры: туроператоров в сфере выездного туризма в 2013 году было около 2300, а сейчас — примерно 400, — сказал он. — Какая-то доля компаний, конечно, исчезла, но небольшая. Значительно большее количество просто ушли в тень.
Генеральный директор компании юридического агентства «Персона Грата», вице-президент РСТ Георгий Мохов подтвердил «Известиям», что черный рынок в туризме заметно увеличивается, хотя и предположил, что это происходит пропорционально с рынком легальным.
— У нас в принципе растет туристский поток, особенно на внутреннем рынке, но пропорции черного и белого бизнеса остаются примерно одинаковые, — рассказал он. — Да, туристы находят альтернативные предложения через соцсети, через знакомых и т.д. — предложение нелегальных сервисов находит спрос.
По его словам, рост черного сектора виден даже по юридической практике: стало возникать больше конфликтов, связанных с нелегальными продажами. На одном из заседаний конгресса он рассказал, что всё чаще происходит ситуация, когда к юристам приходят люди с вопросами: слышали, что нужна какая-то лицензия на туристическую деятельность в Ростуризме (хотя ее отменили в 2007 году), как ее сделать? Задают такие вопросы серые компании, которые работают на рынке уже два года и имеют оборот больше 10 млн рублей в месяц.
Однако преобразования черного рынка в белый не получается, замечает Георгий Мохов: как только становится понятно, что нужно сделать для того, чтобы стать легальным туроператором, и сколько это стоит, бизнесмены возвращаются в тень. Речь идет не только о том, что туроператоры должны быть в реестре и состоять в объединении в сфере выездного туризма (если занимаются этой деятельностью), но также иметь фонд персональной ответственности туроператора, а с недавних пор еще и вносить все данные о туристах в электронную путевку. Далеко не все туроператоры делают это правильно или вообще делают — на это указывают очень многие участники рынка.
В итоге законы, которые разрабатываются, касаются только легальных компаний, а серый рынок продолжает стремительно развиваться вне зависимости от них, отметил Георгий Мохов.
Кто должен следить за серым рынком
Александр Осауленко полагает, что нынешняя система контроля за серым рынком в том виде, в котором она существует, неэффективна. Он выразил мнение, что на это просто нет ресурсов: когда регулятором в сфере туризма было Минкультуры, контрольно-надзорной деятельностью занимался в его структуре один человек. Директор «Турпомощи» полагает, что в этом смысле мало что изменилось и у нынешнего регулятора — Минэкономразвития.
— Я уверен, что бизнес должен быть одним из участников этого процесса, потому что он крайне заинтересован в том, чтобы его конкурентоспособность сохранялась, — сказал Александр Осауленко «Известиям». — Используя мировой опыт, нам надо двигаться в сторону создания новых механизмов, новых систем с участием бизнеса. Это очень эффективно: бизнес может показать регулятору, какова реальная ситуация на рынке.
Директор «Турпомощи» заметил, что именно бизнес-сообщество лучше всего знает, кто, как и где продает туры, в том числе нелегально. Поэтому именно туроператоры могли бы сами мониторить этот рынок и предоставлять анализ по нему на уровнях от муниципального до федерального.
В Минэкономразвития заявили «Известиям», что ведут планомерную работу по «обелению» рынка туристических услуг вместе с депутатским корпусом, бизнесом, деловыми объединениями и регионами.
— В том числе, на это направлен законопроект о классификации всех средств размещения, разработанный депутатами Госдумы при участии Минэкономразвития, — рассказали в министерстве. — Он предусматривает двухэтапную классификацию всех объектов, в которых останавливаются туристы. Такие меры повысят качество предоставляемых туристам услуг, а также зададут стандарты качества для отрасли.
Кроме того, в Минэкономразвития считают, что способствовать «обелению» рынка туристических услуг должна и создаваемая по поручению президента единая цифровая платформа в сфере туризма, на которой будут собирать, обрабатывать и хранить информацию обо всех объектах и субъектах туротрасли.
Указывается, что сейчас на сайте министерства есть туристические реестры — туроператоров, гидов и инструкторов-переводчиков. Также работают реестры Росаккредитации, в которых представлены все классифицированные гостиницы. Туристы могут проверить приобретенный туристический продукт через сервис «Электронная путевка».
— С момента запуска работы реестра туроператоров из него исключено почти 1 тыс. компаний, однако большая часть из них после устранения нарушений вновь вернулась в реестр, — добавили в министерстве.
Ситуация усугубляется
Однако пока ситуация становится только сложнее. Генеральный директор ООО «Пегас» Анна Подгорная заявила, что серый рынок значительно вырастет, если будет принято решение об изменении понятия «туристический продукт».
В российском законодательстве этот термин понимается как «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену». В турпродукте могут быть и другие услуги, но перевозка и размещение — обязательны. Турпродукт может формировать только туроператор.
Однако в последнее время активно обсуждается идея о том, чтобы сократить понятие до «размещение и какая-либо другая услуга». Условно говоря, размещение и питание или размещение и экскурсия — это уже турпродукт.
Законопроект на этот счет разрабатывается в Минэкономразвития и в начале октябре был вынесен на обсуждение координационного совета по туризму в Общественной палате. По словам Анны Подгорной, эта идея «очень импонирует» министерству — и вполне возможно принятие законопроекта. Однако, считает она, это приведет к тому, что множество турагентов обязаны будут становиться туроператорами — со всеми вытекающими финансовыми сложностями. Одна из трудностей также заключается в том, что среди агентов очень много индивидуальных предпринимателей, которые по законодательству не могут выполнять функцию туристических операторов.
По мнению Анны Подгорной, из 35 тыс. агентов около 30 тыс. должны будут перейти в разряд туроператоров — и большинство из них в этой ситуации просто уйдут в тень.
Генеральный директор «Сеть магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов согласился с Анной Подгорной, заявив, что агентский рынок полностью уйдет в серую зону. А заместитель директора филиала «Евроинс» Юлия Алчеева подчеркнула, что страховщики просто не смогут застраховать всех новоявленных туроператоров, если будет принято такое понятие турпродукта.
Анна Подгорная полагает, что данное определение могут лоббировать лишь некоторые игроки рынка в связи с тем, что до июля 2027 года туроператоров освободили от НДС при продаже внутрироссийских поездок. Георгий Мохов предположил, что изменения связаны в первую очередь с тем, что нужно привести определение в соответствие с реалиями внутреннего туризма, где большая часть туров и так не включает в себя перевозку отдыхающего.