Представители круизных компаний Санкт-Петербурга обсудили возможности организации отечественных морских круизов. Все участники встречи говорили о быстром росте популярности морского круизного туризма в России и необходимости строительства или фрахта судов для его дальнейшего развития. Мы утратили свой флот и оперируем исключительно чужим продуктом, иногда беря во фрахт суда (есть по одному такому оператору в Санкт-Петербурге и Москве), и ставя круизы только из двух российских городов – Сочи и Санкт-Петербурга», – сказала генеральный директор компании «Маринера» Ирина Могирева. А между тем, морские круизы сейчас – это динамично развивающееся направление выездного туризма. Например, в компании Costa Cruises третий год подряд отмечают ежегодный прирост числа круизных туристов из России на 50%. По мнению г-жи Могиревой, в этом, безусловно, есть большая заслуга российских туроператоров, которые разбивают круизные маршруты, предлагая россиянам круизы с посадкой в Санкт-Петербурге.
«Потенциал российского круизного рынка осваивался бы более эффективно, если бы в нашей стране восстановили пассажирский флот, которого мы лишились. А пока – цифра в 100 тыс. пассажиров в год – это планка, к которой нужно стремиться российским операторам морских круизов», – считает Ирина Могирева.
Генеральный директор компании «Экспо-тур» Игорь Рюриков видит два варианта работы на круизном рынке: продажа готового продукта западных круизных компаний либо организация собственного продукта. «Мы пошли по второму пути и семь лет назад впервые зафрахтовали у компании Tallink маленькое, но красивое судно Vana Tallinn и впервые организовали новогодний круиз для петербуржцев. С тех пор мы это делаем регулярно, фрахтуя все более современные и большие суда, постоянно варьируя маршрут. Всего мы организовали 18 круизов для 25 тыс. человек. Я бы определил наш продукт, как тематический круиз для россиян. С одной стороны – это короткое путешествие по Скандинавии, а с другой – возможность провести время на пароме, как на шикарном круизном лайнере», – считает г-н Рюриков.
В этом году туроператор «Экспо-тур» фрахтует два круизных судна Romantika и Victoria I у компании Tallink Silja для проведения новогодних и рождественских круизов по маршруту Санкт-Петербург – Таллин – Рига – Стокгольм – Хельсинки – Санкт-Петербург для более 8 тыс. пассажиров (на 20% больше, чем в прошлом году). Маршруты под названием «Пять столиц Балтики 2012» традиционно продлятся 6 дней/5 ночей и будут отправляться с 30 декабря 2011 года. Впервые запланирована двухдневная остановка в Стокгольме, что позволит туристам съездить на дальние экскурсии по Швеции, а также в Копенгаген и Осло.
Генеральный директор «Таллинк-Ру» (представительство Tallink Group и Tallink Silja в России) Алексей Салумаа добавил, что зафрахтованные суда Romantika и «VictoriaI построены в 2002 и 2004 годах и принадлежат к ледовому классу 1А Super. «Благодаря российским туроператорам мы обслуживаем 400 тыс. российских пассажиров в год», – сказал он. По словам г-на Салумаа, у компании 19 судов, обслуживающих все прибрежные государства Балтийского моря и перевозящих в год около 8 млн. пассажиров. «Пока в Санкт-Петербург мы выполняем только чартерные рейсы и работаем с партнерами, среди которых только один «Экспо-тур» осмелился на фрахт нашего судна», – добавил Алексей Салумаа.
По мнению участников встречи, говорить о серьезных предпосылках к развитию круизного рынка стало возможным только с открытием порта «Морской Фасад», который в нынешнюю навигацию заработал в полную мощность. В последние годы Санкт-Петербург принимал ежегодно порядка 470 тысяч круизных пассажиров, а с началом регулярного паромного сообщения эта цифра возросла до 700 тысяч в год. По словам коммерческого директора Морского порта «Морской фасад» Андрея Федорова, пропускная способность порта составляет 1,5 млн. пассажиров в год.
На сегодняшний момент, по предварительным итогам навигации, их ожидается с учетом паромов порядка 600 тыс. «Сегодня мы готовы принять любое судно в период навигации за исключением тех дней в июле и августе, когда в город приходит одновременно очень много судов. Тем не менее, возможности для роста пассажиропотока есть, в том числе, за счет продления навигации. С этим просто надо работать. Если говорить о русских туристах на зарубежных круизных судах, то их доля составляет всего 1,5%. На каждый рейс двух итальянских компаний – Costa и MSC подсаживается примерно по 250 российских граждан. Также мы видим опыт компаний, фрахтующих суда для отправления из Санкт-Петербурга с российскими туристами. Судя по хорошей загрузке судов, у этого продукта есть потенциал на российском рынке», – подытожил г-н Федоров.
По его словам, петербуржцы составляют примерно 30% пассажиров таких круизов, остальные – из Москвы и регионов. «Развивая круизы из Санкт-Петербурга, мы привлечем в город российских туристов, которые до посадки на паром проведут какое-то время в городе и оставят тут какую-то часть денег. Если же представить себе, что появится российская компания, которая построит либо зафрахтует корабль, то думаю, у нее есть все шансы, несмотря на серьезные вложения (постройка судна занимает 4-5 лет и стоит с полной отделкой порядка 500 млн. долларов), занять свою нишу на рынке Балтики, где работают более 20 иностранных круизных компаний. Однако из-за дороговизны и длительных сроков окупаемости пока не находится желающих рискнуть», – сказал Андрей Федоров.
Впрочем, определенная перспектива все-таки есть. 8 июня состоялось совещание у премьер-министра Владимира Путина на тему: «О проблемах транспортного комплекса Российской Федерации». По итогам обсуждения возможности возобновления российского круизного туризма было поручено Минспорттуризма, Минэкономразвития, Минтрансу и другим заинтересованным организациям представить в Правительство РФ доклад о наличии заинтересованности у российских организаций в приобретении или строительстве российских океанских круизных судов и возможных мерах поддержки данных организаций. Для предоставления полной информации в аппарат председателя правительства РСТ предложил своим членам до 1 октября 2011 года прислать свои предложения в исполнительную дирекцию Российского союза туриндустрии.