30 апреля, накануне майских праздников, глава Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление № 534 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку организаций, обеспечивающих прирост количества посетивших Российскую Федерацию иностранных туристов». В том, кто из туроператоров, в каких объёмах и за обслуживание каких туристов сможет претендовать на государственную поддержку, предлагаем разобраться вместе с экспертами STP.
Новые Правила являются развитием прошлогоднего эксперимента по субсидированию принимающих туроператорских компаний, проведённого российским правительством. Тогда основные претензии игроков регионального рынка въездного туризма вызвали географическая ограниченность эксперимента (к участию в нём приглашались туроператоры, оказывающие услуги в любом из 12 российских регионов) и утверждённая минимальная продолжительность тура в 5 дней, затрудняющая попадания в программу продуктов местных туроператоров. В новом документе обобщён накопленный опыт и расширены границы его применения.
Утверждённые Постановлением №534 Правила предполагают перевод процедуры субсидирования туроператоров в регулярный ежегодный формат. В первый год их применения «отчётным периодом» признаётся срок от 1 января текущего года до начала сбора заявок, объявленного Ростуризмом. В последующие годы – периоды с даты окончания предыдущего приёма заявок до объявления об их новом наборе. Число участников программы будет лимитировано объёмом бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год, а рассмотрение заявок специальной рабочей группой будет происходить в соответствии с очерёдностью их поступления в Ростуризм. Поэтому затягивать с подачей заявок не следует.
С учётом накопленного опыта, изменены ключевые условия участия туроператоров в программе. Теперь её предметом является не комплекс услуг по перевозке и размещению (т.е., согласно 132-ФЗ - турпродукт), а «предоставление туристской услуги по размещению в гостинице (и) или транспортных специализированных средствах размещения». К последним эксперты относят круизные речные суда и круизные поезда. До двух дней сокращён и срок оказания компенсируемой услуги. Не обозначено и минимальное количество обслуженных туристов.
В отличие от прошлого года предъявлять затраты к возмещению смогут туроператоры, оказывающие услуги по приёму в любом регионе России, правда «вес» этого региона будет учитываться при расчёте суммы компенсации. По-прежнему на государственную поддержку могут рассчитывать только российские туроператорские компании с иностранным участием, не превышающим 50% в уставном капитале, не имеющие налоговых и иных бюджетных задолженностей и не находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства. Кроме того соискатели должны иметь опыт работы в сфере въездного туризма не менее двух лет.
Работа именно в сфере въездного туризма является важным отличием от прошлогоднего эксперимента. Более того, субсидированию подлежит деятельность по приёму не всех иностранных туристов, а только из утверждённого Правилами перечня «целевых стран». На данный момент в него входят граждане 10 государств: Германии, Израиля, США, Франции, Италии, Великобритании, Южной Кореи, Испании, Японии и Индии.
Размер полагающихся туроператору субсидий будет определяться по достаточно простой формуле. Базовый размер компенсации за одного туриста из «целевой страны», равняющийся 1200 рублям, будет умножаться на три коэффициента, первый из которых: продолжительность пребывания иностранного туриста на территории РФ. Его показатель варьируется в следующих пределах:
- 2-4 дня – коэффициент 1
- 5-7 дней – 1,3
- 8-14 дней – 1,6
- более 2 недель – 2.
Напрямую зависит размер субсидии и от категории выбранного туристом средства размещения. Повышающие коэффициенты будут применяться только к отелям, имеющим государственную классификацию 4* (коэффициент 1,5) и 5* (коэффициент 2). В случае, если турист во время пребывания в России останавливался в средствах размещения различных категорий, выбор коэффициента производится по категории того (или тех) средства размещения, в котором он провёл максимальный период времени. В случае размещения туриста в нескольких гостиницах различных категорий на равные периоды времени, применяется более высокий коэффициент. Например, если турист провел три дня в отеле категории 4* и два – в «трёшке», на весь срок его обслуживания применяется коэффициент 1,5. Но в случае, если к этому сочетанию добавится ещё двое суток в отеле категории ниже 4*, коэффициент составит 1.
Несколько сложнее обстоит дело с третьим коэффициентом, определяющим «вес» региона, в котором туристу были оказаны услуги. Все субъекты РФ разделены на три категории. В первую включены Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Ко второй отнесены Московская и Калининградская области, Республика Татарстан, а также четыре региона, на территории которых формируются турпродукты под брендом «Золотое кольцо». Остальные субъекты образуют третью категорию.
Обидное, на первый взгляд, отнесение к третьей категории даёт, в частности, сибирским и дальневосточным регионам явные материальные преимущества, так как к ним применяются исключительно повышающие коэффициенты, размер которых (от 1,3 до 2) зависит от продолжительности пребывания «целевых туристов» в регионах данной категории. Самый высокий коэффициент (2) соискателю присваивается в том случае, если турист, наряду с регионами категории 3, посетил регионы, отнесённые к иным категориям, но при этом более 50% времени пребывания его в России пришлось на регионы, отнесённые к третьей категории. Если же баланс продолжительности пребывания туриста в России сложится не в пользу региона «третьей категории», размер коэффициента составит 1,6. Такой же коэффициент будет применён к заявкам, составленным по итогам пребывания туриста только в регионах «третьей категории».
В случае, когда помимо посещения регионов «третьей категории» турист проводит большую часть времени в регионах, отнесённых к первой категории, причём в высокий туристический сезон, размер применяемого к расчёту коэффициента составит 1,3.
При этом, согласно пункту 5 Правил, «предельный размер субсидии за прирост иностранных туристов из одной целевой страны на одного туроператора» не может превышать 5 млн рублей. Именно эта формулировка, не отражённая в формуле расчета субсидий, по мнению экспертов STI, может стать источником двойного толкования утверждённого правительством документа. В частности, вопросы вызывает возможность подачи туроператором отдельных заявок в пределах установленного лимита по обслуживанию туристов из разных «целевых стран». Особых комментариев требует и термин «прирост иностранных туристов», зафиксированный, как в названии, так и в тексте самого документа, но не прописанный технологически.
С полным текстом Правил читатели могут познакомиться на Официальном интернет-портале правовой информации.