Этим летом многие россияне едут на популярные зарубежные курорты. Как не испортить себе отдых и не стать жертвой воришек? Что делать, если все же в отеле украли деньги или ценные вещи? Рекомендации на этот счет подготовили Правовая служба АТОР и туроператоры.
НА ОТДЫХЕ ДОСТАТОЧНО ПРОЯВЛЯТЬ РАЗУМНУЮ ОСТОРОЖНОСТЬ
Кражи у туристов случаются в любой стране, особенно в той, в которой много иностранных гостей. Из сейфа в комнате отеля могут украсть деньги, из номера – ценные вещи, с пляжа – телефоны, гаджеты и наличные, во время экскурсии в шумном туристическом городе – дорогие часы, телефоны или кошельки из наружных карманов одежды
«Кража может произойти где угодно, и любые популярные зарубежные курорты не исключение. Туристы расслабляются на отдыхе, теряют бдительность и перестают соблюдать самые простые правила собственной безопасности, которым они следуют дома. Все, что необходимо, это проявлять разумную осторожность», – говорит один из экспертов.
Например, не стоит брать на отдых драгоценности и дорогие аксессуары, оставлять личные вещи без присмотра на пляже, раскладывать деньги и телефоны на открытом пространстве: на шезлонге, на столе в ресторане и пр.
Об этих простых правилах личной безопасности туроператоры предупреждают туристов в специальных памятках, которые в печатном или электронном виде входят в комплект документов для отдыха.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ДЕНЬГИ И ЦЕННЫЕ ВЕЩИ УКРАЛИ
Эксперты рассказали, что делать организованным туристам, если кража в номере или на территории отеля на отдыхе за рубежом все же произошла.
Во-первых, необходимо незамедлительно сообщить об этом отельному гиду-представителю туроператора: чтобы знать, кто это, нужно сходить на информационную встречу и взять его контактный телефон.
Во-вторых, нужно поставить в известность администрацию гостиницы: это можно сделать на ресепшен. Как минимум, отельный гид поможет с переводом и коммуникациями туристам, которые не говорят на иностранных языках.
В-третьих, при необходимости нужно вызвать с представителями отеля полицию и сообщить об этом в консульство РФ. Возможно, потребуется их помощь или консультации для дальнейших коммуникаций с местными органами правопорядка.
Как поясняют в Правовой Службе АТОР, требовать от туроператора участия в расследовании причин произошедшего, сопровождения выезда в полицию или компенсации украденного туристы не вправе.
«Туристы приобрели у туроператора услуги перелета, трансфера, размещения. Все, что связано с правовой поддержкой туриста, например, сопровождение в полицию, в услугу размещения или иные оплаченные, не входит. Оказание содействия туристу остается на усмотрение туроператора – в лице отельного гида или других официальных представителей. Конечно, туристу по возможности помогут, но это не обязанность туроператора. Для таких случаев есть услуги правового сопровождения», – отмечают в Правовой Службе АТОР.
ПОЧЕМУ СТОИТ ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ ЦЕННЫЕ ВЕЩИ
В случае кражи денежных средств или вещей получить компенсацию от гостиницы будет достаточно сложно. Для начала нужно в принципе доказать, что эти деньги или вещи у туриста были. Простой способ сделать это – задекларировать их при пересечении границы, т.е. в международном аэропорту.
Как правило, туристы выезжают на отдых с багажом, и в 99% случаев они не декларируют свои вещи, выбирая «зеленый» коридор. Тем не менее, у путешественников есть право задекларировать любимый гаджет, часы или другие личные вещи, которые используются в быту, пусть даже и много лет. В случае кражи перечень задекларированных вещей, с которыми туристы въехали, например, в Турцию, Египет или любую другую страну, поможет доказать, что это имущество или денежные средства действительно были у туриста с собой.
В том числе, наличие таможенной декларации с перечнем ввезенных ценностей позволит туристу обратиться за денежной компенсацией в страховую компанию, которая застраховала отель от краж, воровства и других неприятных инцидентов.
В качестве примера в Правовой службе АТОР вспомнили о случае с туристами в Испании, из номера которых похитили много ценных вещей. Преступников поймали, часть украшений вернули, но по другим пропавшим вещам туристы запросили денежное возмещение у страховщика. Процесс оказался непростым и долгим, но в итоге страховая компания все же выплатила россиянам небольшую сумму за украденное имущество. Если бы таможенной декларации не было, наши соотечественники остались бы вообще ни с чем.
ХРАНИТЬ ОСОБО ЦЕННЫЕ ВЕЩИ В СЕЙФЕ ОФИСА ОТЕЛЯ И СДЕЛАТЬ КОПИИ ДОКУМЕНТОВ
Эксперты рекомендуют туристам хранить особо ценные вещи в специальном сейфе офиса отеля (не в сейфе в номере!). Эти ценности описываются и сдаются при въезде в гостиничный сейф (на ресепшен, в офисе управляющего и пр.), о чем туристу выдается квитанция/расписка. В случае кражи этих вещей из этого спецсейфа турист уже может «железобетонно» рассчитывать на полноценную компенсацию, ведь за хранение его имущества юридически отвечал именно отель.
Туроператоры также советуют делать копии документов, которые можно брать с собой, например, на экскурсии. Туристам может потребоваться подтверждение личности, например, при посадке на судно для морской прогулки, дайвинга и пр.
А вот деньги в Турции или Египте на отдыхе по системе «все включено» на пляже или у бассейна уже не понадобятся: на территории отелей работают рестораны/бары/кафе, пользование которыми входит в стоимость проживания, так что за напитки или снэки платить не придется.
Елена Мягкова
Фото: Journey Junket/ Вестник АТОР