Два комитета РСТ – по правовым вопросам и и по турагентской деятельности – провели совместный вебинар.
По словам руководителя комитета РСТ по правовым вопросам, основателя юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, подготовленный Ростуризмом новый отраслевой закон должен быть внесен на рассмотрение Госдумы в марте этого года. Документ значительно расширяет число субъектов турбизнеса, которые подлежат государственному регулированию. Так, по-новому трактуется само понятие «турпродукт». Теперь это не сочетание перевозка плюс размещение, а размещение плюс любая дополнительная услуга, например, экскурсия.
«Новый закон, таким образом, ставит многих нынешних турагентов перед необходимостью переходить в статус туроператора. Причем, это касается и внутреннего, и выездного туризма. Кроме того, для турагентов вводится два механизма регулирования. В сочетании они дают и госрегулирование в виде обязательного единого реестра, и некий аналог саморегулирования в виде участия агентств в профессиональных организациях», – сказал г-н Мохов.
Правда, как уточнил эксперт, в законе нигде не упоминается именно СРО, речь идет о неких профессиональных организациях, в которых, помимо единого реестра, должны состоять агентства. Предполагается, что таких организаций будет несколько на всю страну. И каждая из них объединит не менее 20% от общего числа турагентов, то есть как минимум несколько тысяч компаний. Закон предписывает также иметь при такой организации некий компенсационный фонд на случай банкротства кого-то из турагентов. То есть налицо дублирование аналогичного фонда туроператоров.
Все эти профорганизации, в свою очередь, входят в некую единую национальную организацию турагентств. «Вот такая сложная структура предстоит агентскому рынку в будущем. При этом саму схему взаимоотношений туроператоров и агентов закон не меняет», – заметил г-н Мохов.
Эксперт уверен, что прежде, чем создавать саморегулируемые организации, на турагентском рынке надо навести элементарный порядок: «Сейчас важно посчитать участников этого рынка, увидеть и сопоставить два реестра – операторов и агентов. А когда будет понятен круг участников, переходить уже к профессиональным объединениям». Обычно на саморегулирование переводят «дисциплинированные» отрасли, в которых государство долго выстраивало правила, стандарты и только потом уже передало эти функции в руки самой отрасли.
Руководитель комитета РСТ по турагентской деятельности, генеральный директор «Сети магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов согласен, что туристическая розница до СРО еще не созрела.
«Если рассматривать саморегулирование в том формате, какой существует в строительстве, адвокатской практике, то вряд ли оно сработает в туризме хотя бы на 30%. Но элементы саморегулирования нам нужны очень остро. Мы все слышали о банкротствах туроператоров, но они есть и на агентском рынке. Просто агентство – это обычно микробизнес, поэтому их уход не носит резонансного характера, хотя тоже серьезно подрывает рынок. В этом смысле введение федерального реестра турагентств станет шагом к стабилизации рынка, отсечению тех компаний, которые пришли с мошенническими целями», – сказал г-н Агафонов.
По словам генерального директора сети «ТБГ» Алены Славянской, турагентский рынок сейчас действительно нуждается в стандартах ведения бизнеса: «После отмены лицензирования, которое предусматривало определенный набор правил для открытия агентства, сейчас этим бизнесом может заниматься кто угодно. Согласна, что на агентском рынке надо навести порядок, тем более что участие в СРО – дополнительная финансовая нагрузка, а финансовое положение агентств сейчас шатко, как никогда»,
Георгий Мохов напомнил, что с 1 января 2022 года уже действует федеральный закон, напрямую влияющий на розничный рынок – закон о ведении единого федерального реестра турагентов и субагентов.
По словам эксперта, сведения о турагентах в реестр будет вносить туроператор. Причем независимо от того, с каким количеством туроператоров работает агентство, каждый туроператор вносит сведения о договоре для подтверждения полномочий этого турагента на реализацию туров. Фактически создается реестр договоров. А номер в реестре за турагентом закрепляется один.
Соответственно турагенты будут сообщать сведения о своих субагентах. При этом туроператор должен подтвердить в реестре право субагента на продвижение и реализацию турпродукта, сформированного туроператором.
Сведения будут включаться в реестр через личный кабинет на сайте Ростуризма – только после этого розничные продавцы смогут продвигать и реализовывать турпродукт. Получается, как заметил г-н Мохов, что введение единого реестра турагентов фактически устанавливает разрешительный порядок их работы: если туроператор не внесет о них сведения в этот реестр, они не смогут вести бизнес. Не зафиксированные в реестре договоры могут быть признаны недействительными.
«И это вполне может стать еще одним фактором ужесточения операторами своей агентской политики, инструментом давления на него, например, в субагентировании. Это, в свою очередь, приведет к сокращению розничного рынка», – считает Георгий Мохов.
Сергей Агафонов не видит в реестре угрозы: «И сейчас ничто не мешает туроператору не заключать договор с агентством, давать или не давать преференции. Реестр не меняет, а лишь формализует уже сложившиеся отношения туроператоров и агентов, по-своему их стандартизирует».
Алена Славянская также полагает, что реестр не приведет к диктату операторов: «Они заинтересованы во внесении сведений о своих агентах. А если кого-то не внесут, то, скорее всего, по веским причинам».
У участников рынка достаточно времени на исполнение требования закона – целых полгода до 1 июля, когда вступает в силу закон о штрафах за работу турагентов вне реестра. Пока интерфейс реестра на сайте Ростуризма еще не открыт. Готовится программное обеспечение, проводится тестирование. Но определенные подвижки уже есть: по словам участников вебинара, на следующей неделе Ростуризм проводит презентацию этого программного продукта для туроператоров и агентов.
Светлана Ставцева, RATA-news
Фото maspk.ru