Сразу же после крушения круизного лайнера Costa Concordia у берегов Италии встал вопрос о компенсациях, которые смогут получить находившиеся на лайнере туристы, а также родственники погибших. Называлась сумма до 500 тыс. евро и даже до 1 млн евро. Но откуда взялись эти цифры, и на какую компенсацию в действительности могут рассчитывать российские туристы, было неясно. Скорее всего, столь значительные суммы никто из туристов не получит. По оценкам экспертов, выплаты могут колебаться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч евро. Но, главное, россияне также могут получить такие деньги. Напомним, что всем пассажирам, находившимся на лайнере Costa Concordia в момент крушения, круизная компания Costa Cruises предложила компенсацию стоимости круиза и имущества, всех медицинских и транспортных расходов, отмену всех затрат на борту, произведенных кредитными картами и возмещение депозитов, оплаченных наличными на борту. Позже, компания Costa Cruises пообещала вернуть все ценности, которые туристы оставили в сейфах кают затонувшего лайнера. Это станет возможным после того, как водолазы поднимут их на поверхность. Надо отметить, что согласно Брюссельской конвенции о контрактах на путешествие 1970 года круизные компании не несут ответственности за не задекларированные и не сданные в сейф деньги и ювелирные украшения. Так что, вроде бы, этот шаг можно рассматривать, как добрую волю Costa Cruises. По информации зарубежных СМИ, представители Costa Cruises уже вступили в контакт с туристами с Costa Concordia и начали обсуждать условия компенсаций. Но пока туристы не удовлетворены общением. Если с возмещением материального ущерба все более или менее понятно: лимиты ответственности определяет Брюссельская конвенция о контрактах на путешествие 1970 года (50 тыс. франков – за физический ущерб, 2 тыс. франков – за материальный ущерб и 5 тыс. франков за любой другой ущерб, франк – на сегодня около 113 рублей), то с компенсацией морального вреда ясности нет. Что и понятно: туристы вправе рассчитывать на значительные суммы, а круизная компания расставаться с огромными деньгами не хочет. Так или иначе, но компания Costa Cruises до сих пор не озвучила размер компенсации морального вреда. Тем временем именно с возмещением морального вреда связана последняя "новость" от Costa Cruises: как стало известно компания предлагает пострадавшим туристам в качестве компенсации 30%-ую скидку на круизы, и такое предложение оскорбляет пострадавших туристов. Впрочем, судя по всему, зарубежные туристы не слишком-то доверяют руководству Costa Concordia: многие еще до начала "контактов" с круизной компанией подали коллективные иски. И продолжают подавать их. К слову, именно в исках иностранных туристов прописаны те самые "завораживающие" суммы компенсаций – от 10 тыс. до 500 тыс. евро. Правда, как оказалось, эта цифра фактически взята "с потолка": ее растиражировала Итальянская ассоциация защиты прав потребителей. Дело в том, что итальянские юристы уже подали заявления в прокуратуру, запросив для своих клиентов столь высокую компенсацию морального вреда. Юрист Ассоциации туроператоров России (АТОР) Надежда Ефремова пояснила, что верхней границы компенсации по этой статье не существует, поэтому можно предъявить иск на любую сумму, но только суд определит, каким в итоге будет размер компенсации. Сейчас уже понятно, что стоит быть активнее и российским туристам. Если в конце прошлой недели российские круизные туроператоры и руководство Ростуризма отмечали, что именно досудебный порядок выплаты компенсаций является предпочтительным для российских туристов, то сейчас многие склоняются к тому, что россиянам следует подавать иски на территории Италии. "Произошедшее на лайнере относится к сфере действия итальянского права, - пояснил замглавы Ростуризма Евгений Писаревский, - поэтому все претензии и исковые требования подлежат рассмотрению в суде в Генуе". Российские эксперты считают, что "не к лицу" столь крупной компании, заинтересованной в восстановлении имиджа, затягивать с вопросом о компенсации морального вреда. Поэтому АТОР пошла по пути международных туристических ассоциаций и направила письмо в круизную компанию Costa Cruises с тем, чтобы ускорить процесс выплаты компенсаций пострадавшим туристам. Также АТОР попросила указать точные сроки и порядок выплаты компенсаций, а также учесть моральный вред, который был доставлен пострадавшим в аварии пассажирам лайнера Costa Concordia. Надо сказать, что на прошлой неделе более 30 российских туристов уже передали свои исковые заявления в прокуратуру города Гроссетто. Их интересы представляет адвокат Татьяна Дела Марра. "Россияне связались с этим адвокатом еще до отъезда в Россию и договорились, что она будет представлять их интересы", - сказал советник посольства РФ в Италии, заведующий консульством Сергей Патронов порталу "Интерфакс-Туризм". Он пояснил, что Т.Делла Марра имеет двойное гражданство, владеет русским и итальянским языками, знает судопроизводство обеих стран и уже вела несколько сложных дел, которые находились на контроле посольства РФ. "Наши туристы от иностранных ничем не отличаются и также могут претендовать на существенную сумму, - сказала Н.Ефремова. – Уже несколько итальянских юристов готовы приехать в Россию, чтобы заняться этим делом. Туристам даже не придется платить им заранее, они получают процент от суммы компенсации. В любом случае, она будет несоизмеримо выше той, что могут получить турист, если дело будет слушаться в российском суде в рамках Закона о защите прав потребителя и Закона о туристской деятельности". С.Патронов рекомендовал россиянам, находящимся на родине, объединиться и обратиться в консульство РФ в Италии, которое окажет содействие в привлечении адвокатов. "Поскольку объем работы большой, один адвокат не справится", – добавил собеседник. "Российские туристы в любом случае будут искать возможности оформить исковые заявления, и работа будет эффективнее, если они воспользуются нашими рекомендациями", - подчеркнул он. Безусловно, россияне могут обратиться в турфирму, в которой был куплен круиз. "У российских туристов, купивших тур у российских туроператоров есть право взыскивать ущерб в российских судах", - пояснил Е.Писаревский. "В этом случае туристам следует через агентство, в котором они покупали тур, обратиться к туроператору, возврат средств пойдет через него, - сообщила Н.Ефремова. – Сроки возврата пока назвать сложно, думаю, у каждого оператора они будут свои, это зависит от числа туристов, купивших тур на этот лайнер, скорость взаиморасчетов с Costa Cruises и т.д.". Туроператор, в свою очередь, может воспользоваться двумя вариантами в случае предъявления к нему претензий туристов. "Он может обратиться в страховую компанию, где имеет финансовую гарантию, - сказал начальник Управления страхования ответственности страховой компании "Ингосстрах" Дмитрий Мелёхин, – или заявить требование о компенсации убытков российский туристов в порядке регресса непосредственно в Costa Cruises, учитывая, что итальянская сторона подтверждает готовность производить компенсации по данному случаю" Он также пояснил, что действия туроператора могут зависеть от его взаимоотношений с руководством Costa Cruises, от того, как быстро круизная компания планирует рассматривать документы и выплачивать компенсацию. "Если туроператор обратиться за выплатой страхового возмещения к своему российскому гаранту, то тогда страховая компания после выплаты страхового возмещения в порядке суброгации, думаю, обратится за компенсацией понесенных расходов к итальянской компании. Не исключен вариант, что туроператор самостоятельно возместит убытки, понесенные его клиентам, чтобы, например, не портить свою "страховую историю", а потом обратится в Costa Cruises", - сказал Д.Мелёхин.