Что такое "Турпомощь" и зачем она нужна

После принятия поправок в закон о туризме, все работающие на этом рынке фирмы перечисляют по 10 тысяч рублей в год на обеспечение работы ассоциации «Турпомощь». Что важнее, на счёт этой же ассоциации каждая турфирма перевела 100 тысяч рублей (разовый платеж). Теперь накопленные деньги — компенсационный фонд в сумме около 206 млн рублей — лежат на счетах банка ВТБ. Предполагалась, что их будут использовать если у турфирмы возникнут проблемы, чтобы возвращать в Россию туристов из-за границы. Но в 2013 году «Турпомощь» не потратила ни копейки из компенсационного фонда, решая вопросы «административным методом», при этом использовала около 7,5 млн рублей на собственную работу.

Турфирмы продолжают платить страховым компаниям и жалуются, что сумма 100 тысяч рублей для небольших компаний оказалась «данью». Большинство простых туристов даже не знают о существовании этой организации. О том, что это за ассоциация  и зачем она нужна, рассказывает заместитель директора "Турпомощи", вице-президент РСТ Александр Осауленко.

- В «Турпомощи» работают четыре человека и при этом есть круглосуточная телефонная служба для туристов. Вы дежурите по ночам?

- Да, дежурим. Звонят и в два ночи, и в три, причем из ночных звонков — почти ни одного по нашему профилю. Но мы все равно помогаем, подключаемся. А наш профиль — это только эвакуация туристов в случае невозможности турфирмы (туроператора) выполнять свои обязанности.

- Будет ли «Турпомощь» помогать туристам в случае банкротства авиакомпаний?

- Если банкротится авиакомпания, то в соответствии с законом все дальнейшее регулирование берет на себя туроператор. И до тех пор пока он, как производитель продукта, является дееспособным, он решает эти вопросы.

- Каким образом решались проблемы, которые возникли у туристических компаний в 2013 году?

- Мы их решали главным образом путем переговоров между и государственными органами, другими операторами. Вот, к примеру, одна компания была продана новому владельцу. В период «перехода» от старого хозяина несколько десятков туристов остались за рубежом, не были оплачены их обратные билеты и частично — пребывание в отеле.

Мы договорились с перевозчиками о том, что они под гарантийные письма будущих владельцев вывезут туристов, с отелями — о том, что они не будут забирать документы. По большому счету туристы этого не заметили.

- Вы приводили информацию о том, что во время наводнения на Амуре турфирмы не могли вывезти туристов из Китая, и только вы смогли уговорить МЧС помочь...

- Тогда возник такой межведомственный переполох: одно ведомство не понимает, чего от него хотят, другое — самоустраняется, третье... Мы в данной ситуации были связующим звеном. К нам тогда обратились турфирмы, которые сообщили, что они на грани банкротства, и мы на законодательной основе свели в диалоге все эти структуры. Наша функция тогда состояла в том, чтобы привести этот механизм в действие.

- Сколько фирм обанкротилось за время работы «Турпомощи»?

- Не больше десятка. В основном это небольшие компании, но была пара — тройка солидных.

- Что должны знать о вашей организации туристы?

- Если они покупают какой-то турпродукт, то они должны видеть в своем договоре координаты «Турпомощи» (название и координаты для связи). Договор — это основной документ, который подтверждает взаимодействие между туроператором и агентом.

- Если турист попал в ситуацию, когда он приехал отдыхать, а его не поселили, турфирма не отвечает на телефон....

- Нужно звонить в «Турпомощь». Но перед этим нужно поднять договор и посмотреть, кто туроператор, кто турагент. Звонить и говорить, где он и в чем суть проблемы.

- В чем вообще была необходимость создания этой организации? Ведь есть страховые гарантии?

- В первую очередь тем, что мы можем решать экстренные ситуации. Если турист оказался «под пальмой», то мы сможем ему экстренно помочь. Страховая компания работает, когда он возвращается на родину, и ее помощь — это возврат средств. А наша ассоциация закрывает вопрос, который был не закрыт, - туриста вернут на родину.

- Если туриста вернули, то из страховых возмещений будет вычитаться стоимость эвакуации?

- Да. Хотя если ситуация не будет устраивать туриста — а она его устроить не может — то решать будет суд.

- Если оплачена дорога, а не оплачен отель, то его все равно эвакуируют?

- Нет, если у туриста есть средства и он не хочет нарушать отдых, прекрасно понимая, что он приедет, обратится в страховую и получит компенсацию. Без его желания эвакуировать мы его не можем. Отель за счет «Турпомощи» оплатят, только если мы его эвакуируем, а рейс только завтра.

- Сколько было за год случаев, когда пришлось решать какие -то проблемы, возникшие у туристов?

- За неполные девять месяцев («Турпомощь» начала работать в мае 2013 года) — около десятка.

- Компания потратила 7,5 млн за год — только на создание офиса?

- Это деньги, которые потребовались для создания ассоциации. Не было офиса, не было оборудования, не было персонала. Все расходы по созданию вылились в эту цифру. На администрирование в 2013 году было собрано чуть более 20 миллионов рублей, а потрачено чуть более 7 миллионов. Сколько денег собирать на администрирование в этом году - будет определять общее собрание 18 апреля.

- Если ассоциацию ликвидируют, то куда будут перечисляться деньги из фонда?

- Эти деньги мы возвращать членам ассоциации не можем. Эти деньги будут перепрофилированы, было принято решение о том, что они будут переданы в Ростуризм, чтобы они целевым образом были потрачены.

- Какие основные проблемы возникают у турфирм?

- Это временные финансовые сложности. У малых компаний оборотных средств немного, был период, когда они были не в состоянии поддерживать деятельность, мы в этой ситуации и пользовались административным ресурсом, чтобы найти гарантов на рынке для этих операторов.

- По вашим оценкам, сколько ненадежных турфирм на рынке?

- Я почти тридцать лет работаю в туризме...Рынок достаточно динамичный, в любой момент любая компания может оказаться в тяжелой ситуации. Туризм — это рискованный бизнес.

- Все больше людей самостоятельно покупают билеты, бронируют отели и, таким образом, отказываются от работы с фирмами. Рынок падает?

- В тех странах, где давно работают электронные продажи билетов и броней, эта цифра более - менее стабилизировалась на уровне 18%- 20%... У нас рост электронных продаж в ближайшее время продолжится, мы пока не достигли этого уровня. Люди - в России, в Америке, еще где-то — хотят, чтобы за них кто-то еще отвечал, а не только они сами за себя.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Декабрь 11, 2023 - 14:44

Плеваться - нехорошо. За плевок на улице в части стран мира штрафуют. Хрестоматийный пример со штрафаии за плевки и жевачку - Сингапур.

 

Декабрь 8, 2023 - 21:26

Работодателей обязали оплачивать работникам при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные -

 

Декабрь 7, 2023 - 17:34

Минэкономразвития предлагает учредить почетное звание "Заслуженный работник туризма Российской Федерации". Его включат в государственную наградную систему.

 

Декабрь 7, 2023 - 17:25

Минэкономразвития России объявило конкурсный отбор на предоставление регионам единой субсидии на туризм на 2024 год в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».