Эксперты уверены, что сейчас самое подходящее время для реформирования механизма финобеспечения в турбизнесе.
По словам главы Наблюдательного совета «Турпомощи» Юрия Барзыкина, понимать истинный масштаб задолженности оператора ассоциации мешает отсутствие у нее контрольных функций. «Например, в Казахстане создали аналогичную структуру, но пошли дальше. Каждый турист получает штрих-код, который позволяет ему видеть сведения о своем туре в единой системе данных, а контрольным органам – вести объективный мониторинг объемов оператора. И когда показатели продаж начинают превышать его гарантийные средства, туроператора останавливают. В таком случае Ростуризм мог бы исключать компанию из реестра еще до банкротства», – сказал он на пресс-конференции по выплатам туристам компании «Музенидис Трэвел».
Как заметил г-н Барзыкин, сейчас многие туроператоры занижают объемы, уменьшая свои финансовые обязательства. Он уверен, что сейчас, когда туризм еще не набрал обороты после пандемии, самое подходящее время для введения функции мониторинга в «Турпомощи»,
В «Турпомощи» зарегистрировано 425 туроператоров, а их фонды персональной ответственности суммарно составляют 1,83 млрд рублей. Всего за время существования ассоциации она выплатила клиентам из ФПО 12 туроператоров.
Как сказала руководитель рабочей группы по страхованию ответственности туроператоров Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и заместитель гендиректора компании «ERV туристическое страхование» Юлия Алчеева, очевидно, что предложенные туристам «Музенидиса» компенсации вряд ли их удовлетворят.
«Проблема недостаточности гарантий финансовой ответственности туроператоров существует давно, и каждый раз получается так, что страховщик выплачивает всю сумму и несет убытки, а турист остается недоволен. Финансовых гарантий страхования туроператоров быть не должно, этот механизм вообще уже нигде не применяется», – говорит она.
Как рассказала г-жа Алчеева, ущербность фингарантий в таком виде раньше других поняли в Великобритании и создали управляемую государством систему ATOL. Оплачивать лицензию и сбор в нее должны практически все участники туристического рынка. ATOL помог им много раз, в том числе при банкротстве крупнейшего оператора Thomas Cook, когда надо было еще и вывозить тысячи туристов из-за рубежа. Германия тоже сильно пострадала от Thomas Cook и задумалась о создании консолидационного фонда для решения таких проблем. «Он начал действовать только с ноября нынешнего года. Будем наблюдать за его действием», – сказала Юлия Алчеева.
Вице-президент ВСС Светлана Гусар согласна, что механизм финансовых гарантий рискует в ближайшее время остаться только на бумаге. Страховщики активно сворачивают сотрудничество с туроператорами. По данным ВСС, число заключенных договоров сократилось с 678 в 2020 году до 334 в 2021. Объем страховой суммы за тот же период – с 21 до 14 млрд рублей.
Финансовое положение туркомпаний и объем их обязательств непрозрачны как для страховщиков, так и для клиентов, говорит г-жа Гусар. «Особенно сложная ситуация сейчас, когда большинство туроператоров вынужденно переносили уже оплаченные туры, выдавая документы, подтверждающие право туриста на поездку в будущем. Объем этих обязательств невозможно сейчас увидеть ни в каких открытых источниках. Соответственно страховщик не может оценить риски», – заметила она.
Решением проблемы станет введение электронной путевки, которая консолидирует данные об объемах туроператоров. «Это надо ускорять. Путевка решит большое количество накопившихся проблем в отрасли, сделает покупку тура для граждан понятной и прозрачной, позволит всем участникам рынка понимать размер реальных обязательств туркомпании», – полагает Светлана Гусар.
Юрий Барзыкин также за введение электронной путевки, но считает, что реформирование финансового обеспечения должно идти по пути не консолидации, а персонализации средств операторов. Необходим учет индивидуальной ответственности компании. Формирование консолидированных дополнительных фондов финансовых гарантий туроператоров приведет к тому, что недобросовестные участники будут получать возмещение за счет добросовестных. «Это средневековый цеховой принцип. Мы считаем, что обобществление средств ведет к еще большим рискам. Основная задача сейчас усилить контроль за ситуацией», – сказал он.
Светлана Гусар полагает, что невозможно в принципе сформировать гарантии только за счет собственных средств туроператоров, турист все равно окажется недостаточно защищен. И это уже показала практика Агентства страхования вкладов, а также обязательных видов страхования, где есть компенсационные фонды. «Но как только формируется солидарная ответственность, у всех участников рынка вырабатываются методы борьбы с недобросовестными практиками. С общей ответственностью необходимость контроля возникает автоматически», – заметила она.
Светлана Ставцева, RATA-news
Фото: ПГ / Михаил Нилов