Всероссийский союз страховщиков (ВСС) предлагает исключить страхование из числа механизмов, с помощью которых туроператор обязан обеспечить исполнение своих обязательств перед туристами. Соответствующие письма ВВС направил в Госдуму, Банк России, Минфин, Минкультуры и Ростуризм.
«Данное предложение явилось результатом анализа сложившейся ситуации по страхованию ответственности туроператоров вследствие прекращения в 2014 году деятельности ряда российских туроператоров, приведшего к причинению убытков туристам на сумму около 4,5 млрд рублей», - говорится в письме.
Как подчеркивают в ВВС, после череды туроператорских банкротств страховое сообщество разработало предложения по изменению законодательства, однако в новом законопроекте, подготовленном Правительством, они учтены не были.
«По нашему мнению, новшества законопроекта не устраняют в полной мере тех причин, которые привели туристскую отрасль к столь плачевному состоянию», - отмечают авторы письма.
Страховщики напоминают, что, согласно новому законопроекту, планируется создать фонд персональной ответственности туроператора, при сохранении компенсационного фонда «Турпомощи» (он будет называться резервным). В связи с этим в ВВС полагают, что отказ от фингарантий не ухудшит положение туристов, при этом позволит снизить финансовую нагрузку на туроператоров.
«Отказ от финансового обеспечения не ухудшит положение туристов при условии расширения оснований для расходования средств фонда персональной ответственности на случаи компенсации убытков туристам в результате неисполнения туроператорами своих обязательств, и в то же время снизит финансовую нагрузку на туроператоров, что не менее актуально в кризисной для них ситуации, и, соответственно, положительно скажется на стоимости турпродукта», - объясняют свою позицию страховщики.
Иван Ушаков, директор по туризму компании «Миракль», констатировал, что сейчас многие страховщики не хотят страховать туроператоров, так как этот бизнес для них невыгоден. После череды банкротств большинство туроператоров просто не могут продлить фингарантии.
Тем не менее, эксперт считает, что механизм финансовых гарантий в целом неплохой, и он подходит для небольших туроператоров. «В частности, для таких компаний, как наша, имеющих небольшой оборот, механизм фингарантий нормально работает. Однако другое дело – крупные операторы, тут нужен особый подход. Наиболее правильным и легким путем решения данной проблемы является, на мой взгляд, страхование каждой путевки», - сказал он.
Татьяна Ванд, генеральный директор компании «Ванд Интернэшнл», так прокомментировала предложение ВВС: «Существует указ «сверху», по которому страховые компании должны страховать турбизнес, однако реальная практика показывает, что им это невыгодно, поэтому ВВС и выступил с таким предложением. Я, с одной стороны, поддерживаю эту идею, потому что финансовая нагрузка на туроператоров очень велика, а если новый законопроект вступит в силу, то она станет практически неподъемной, ведь фонд персональной ответственности туроператора – это, по сути, замороженные деньги.
Я однозначно за снижение финансовой нагрузки, однако стремление страховщиков отказаться от фингарантий говорит об их нежелании вообще страховать туроператоров. Я считаю, что это неправильно, в цивилизованном мире все страхуется, почему бы не взять пример с Европы? Мое мнение – туроператоры должны быть застрахованы, пусть страховка будет стоить дорого, но она необходима».