Спустя два десятка лет после восстановления независимости Латвии как минимум в одной из ее частей – Латгалии – вновь признали необходимость в тесных связях с Россией. Здесь хотят видеть много российских туристов, инвесторов и даже… спортсменов. Что необходимо предпринять, чтобы эта цель была достигнута, обсудили в Даугавпилсе на конференции по туризму. Развитие туристического потенциала и соинвестирование в местные исторические и промышленные объекты – вот основные сферы приложения сил и внимания нынешних властей Даугавпилса. Причем на туризм делается особая ставка. Здесь убеждены, что уже в ближайшем будущем свой взгляд в сторону Латгалии обратят не только «приграничные» псковичи и белорусы, но и избалованные соседством и сервисом Финляндии петербуржцы. При этом, признавая недостаточность инфраструктуры для цивилизованного туризма, радушные даугавпилсцы напирают на экотуризм, т.н. сельский туризм – возможность слиться с природой, не заморачиваясь на особые блага цивилизации. Латгалия, конечно, область не тысячи озер, как Суоми, но и здешние озера способны удовлетворить ищущих единения с природой. К их услугам – гостевые дома различного класса. На то, что уже в ближайший весенне-летний сезон появятся гости из России, очень надеется мэр Даугавпилса Жанна Кулакова. «Рыбалка, охота, наше радушие, – перечисляет достоинства такого отдыха Кулакова. И, смеясь, добавляет: «И, конечно, обязательно нужно попробовать «шмаковку» – местную самогонку». Один из самых весомых аргументов – отсутствие языкового барьера, с которым, например, так или иначе русские туристы сталкиваются в той же Финляндии. В Даугавпилсе больше половины жителей (53 процента) – русские, но и остальная часть населения (сами латыши, поляки, белорусы) прекрасно говорит по-русски. Впрочем, надежды властей Даугавпилса распространяются не только на пассивный туризм. Здесь ждут любителей и исследователей старины и истории. Одна из достопримечательностей – Динабургская крепость, принявшая бой с войсками Наполеона в 1812 году и, возможно, сыгравшая решающую роль в военной кампании с французами. Фортификационное сооружение относится к первой половине XIX века, расположено на площади в 150 гектаров. Сегодня в крепости идет глобальная реставрация – ведь на сохранность архитектурных построек наложила отпечаток Вторая Мировая война и дальнейшее использование крепости. Здесь, как например до недавнего времени в Петропавловской крепости, еще расположены жилые дома. Мэр Даугавпилса Жанна Кулакова убеждена, что именно реконструкция крепости станет катализатором развития туризма в Даугавпилсе. Кстати, имеющиеся постройки нежилого назначения могут вызвать интерес и у российских инвесторов – их можно приобрести в собственность и использовать по собственному усмотрению, правда, с определенными обременениями. Еще одним безусловным местом паломничества (как в прямом, так и переносном смысле) может стать Церковная горка. На этой возвышенности соседствуют храмы сразу четырех конфессий – Кафедральный собор Мартина Лютера, Даугавпилсский православный кафедральный собор Святых Благоверных Князей Бориса и Глеба, Римско-католический костел Пресвятой Богородицы и Новостроенский храм Воскресения. В Даугавпилсе – городе многонациональном - гордятся таким проявлением религиозной терпимости. Туристам из числа любителей активного отдыха рекомендуют следить за спортивными мероприятиями, традиционно проходящими в Даугавпилсе, – такими, как, например, чемпионат по снукеру, парашютные прыжки или латвийский этап Гран-при по спидвею. Впрочем, признавая туристический потенциал своего региона, власти Даугавпилса понимают, сколько проблем связано с развитием этого направления. Прежде всего – транспортная доступность и ценообразование. Одним из аргументов, с которым трудно было спорить мэру города Жанне Кулаковой, – сравнение стоимости железнодорожного билета до Хельсинки на скоростном поезде «Аллегро» (84 евро за 3 часа пути) и билета до Даугавпилса (порядка 100 евро – 11 часов в пути). Оптимальный выход из такой ситуации власти видят в реконструкции и развитии бывшего военного аэродрома для приема воздушных судов и организации прямого сообщения с ближайшими соседями. Пока одно то, что когда-то этот аэродром принимал борт с принцем Чарльзом, не может служить свидетельством его готовности к массовому приему самолетов. В перспективе же здесь рассчитывают на пассажиропоток в 600 тысяч человек в год и рассматривают возможность организации рейса Псков-Даугавпилс с выходом на международные линии.