«В 2011 году агентства впервые почувствовали давно прогнозировавшийся уход клиентов в on-line», – заявил Сергей Агафонов, генеральный директор управляющей компании «Сеть магазинов горящих путевок», выступая на бизнес-саммите MITT-2012. Желанию клиентов бронировать услуги самостоятельно способствовали громкие скандалы на туристическом рынке и падение к нему доверия туристов. В свою очередь Александр Преображенский, коммерческий директор турагентства «Магазин путешествий», полагает, что даже при угрозе агентскому бизнесу со стороны всемирной сети компании, способные взять на вооружение интернет-технологии, могут развиваться вполне успешно.
«Роста самостоятельных бронирований мы ждали давно. Например, в Америке, около 50% продаж туристических услуг происходит в on-line, в Европе на долю таких бронирований приходится примерно 30% рынка. Но в России, несмотря на все разговоры, до недавнего времени их число не превышало 5-7% . Лишь прошлый год принес скачок до 15%», – сказал г-н Агафонов.
Тем не менее, как показывает зарубежный опыт, агенты, готовые решать за клиентов проблемы, людям нужны. Например, в Америке и в Европе, где сегмент on-line бронирований рос все последние годы, сейчас началось замедление темпов. «Самостоятельная организация поездок требует времени на поиск информации, знания языков, многие люди опасаются этим заниматься, нуждаются в советах и поддержке. Кроме того, на массовых пляжных направлениях стоимость пакетного предложения часто оказывается ниже», – заметил генеральный директор МПГ. «Думаю, on-line бронирования отнимут клиентов у агентств, которые работают некачественно. Ездить же самостоятельно люди будут в основном в Европу, а у проверенных агентов будут покупать, по крайней мере, пляжный отдых. В любом случае, потенциал российского рынка on-line бронирований вряд ли больше, чем в Америке, как минимум 50% рынка у нас останется», – сказал он.
Александр Преображенский отметил угрозы не только со стороны клиентов. «С развитием интернет-технологий отели и авиакомпании все менее нуждаются в посредниках в лице туроператоров. Но и сами туроператоры, открывая интернет-магазины, все меньше нуждаются в агентах», – сказал он, ссылаясь на статистику компании Mostravel, согласно которой только половину продаж туроператор осуществляет через свою агентскую сеть. Другую половину составляют прямые продажи с помощью сайта компании. «Большинство крупных операторов уже обзавелись собственными системами бронирований», – заметил г-н Преображенский.
Взаимоотношения между агентствами и туроператорами – отдельная тема (читайте об этом в следующем номере RATA-news). Но стремление туроператоров к развитию on-line сервисов вполне понятно. Выигрывают и агентства, идущие по этому пути.
Этот факт подтверждает исследование, проведенное компанией «Магазин путешествий» при помощи информационной службы «Красный телефон», в котором приняли участие 105 туристических агентств Москвы, Екатеринбурга, Красноярска, Самары. Выяснилось, что 90 из них имеют свой сайт, 15 не имеет. Сайты 42-х компаний дают возможность поиска тура и формирования заявки на него. Два агентства имеют интернет-магазины, оплатить тур можно на сайте.
Владельцев агентств попросили ответить на вопрос, довольны ли они своим бизнесом в данный момент. Было получено 55 ответов – «да»»; 50 ответов – «нет». «Среди недовольных оказались все агентства, не имеющие сайтов. Среди довольных – все компании, имеющие возможность оn-line поиска туров и бронирования на сайте», – рассказал г-н Преображенский. При этом, в агентствах, имеющих интернет-магазины, рассказывают, что зарабатывают с их помощью до 30% прибыли, благодаря обширной категории клиентов, у которых достаточно средств, но нет времени. Они покупают часто дорогие пакеты, но в агентствах их даже не видели – оплата происходит через сайт, а документы забирает и отвозит курьер.